
Прошлым летом галерея "Фортуна", которая находится на Андреевском спуске в Киеве, пережила нападение. Как-?то в зал, где выставлялась очередная экспозиция, заглянула посетительница. Она быстро прошлась по помещению, взглядом выискивая что-?то на стенах. Вдруг застыла, вынула из сумочки нож для бумаги и набросилась с ним на картины.
Все случилось в один миг, никто от неожиданности не успел ее остановить. Два исполосованных женских портрета в стиле итальянского Возрождения — "Инфанта" и "Элеонора" — до сих пор лежат в галерейной подсобке как вещественные доказательства. Оказалось, что "хулиганка" — художница Ольга Акаси, 36 лет, а порезанные работы — подделки ее полотен. Одну из них галерист Руслан Фартушный, 34 года, уже успел продать за $4 тыс. К тому же покупателю сказал, что ее автор именно Акаси.
Подделку купил известный японский коллекционер. В Киеве он планирует вскоре начинать ресторанный бизнес, и поэтому попросил не называть его имени. Впервые посетив украинскую столицу в 2003 году, в галерее "Фортуна" он обратил внимание на несколько картин Ольги Акаси. Японцу импонировала ее техника. Ольга использует приемы мастеров Возрождения, в частности, "сфумато": плавные переходы тонов, насыщенность полотна светом, воздухом. Это достигается, если накладывать много слоев краски. Каждый предыдущий должен просохнуть, поэтому на одну картину может уйти до полугода.
Вынула из сумочки нож для бумаги и набросилась с ним на картины
В тот же день японец, садясь в самолет на родину, дал задание своему представителю в Украине приобрести все картины Акаси, которые он видел в галерее.
Позже коллекционеру захотелось познакомиться с самой художницей. Он попросил своего представителя устроить ему встречу в Киеве. Руслан Фартушный, тогда продавший картины, ответил, что она сейчас за границей. Однако японец настоял, пригрозив, что в таком случае не будет покупать другие ее произведения. Галерист, в конце концов, назначил день, когда в "Фортуне" должна была появиться художница.
Японец повел себя странно. Подарил серебряный браслет миловидной блондинке, которую ему представили как Ольгу Акаси, однако ни одной работы не приобрел. Может, именно тогда он понял, что его обманывают.
Аферу раскрыли случайно. Приятель Ольги Акаси, который также знаком с представителем японца, как-?то поздравил ее с появлением мощного мецената. Однако оказалось, что Ольга ни сном ни духом не знала о дальневосточном коллекционере. Так же, как и о выставке своих работ в "Фортуне".
Пошли к Фартушному. В его галерее увидели невероятное. На стене висела картина "Инфанта", которая с 2002 года находится в Санкт-?Петербурге. Конечно, это была подделка. Рядом висела еще одна. К тому же оригинал второй продал тот же Фартушный. Ольга, не долго думая, дала волю эмоциям.
Галерист уже успел продать "Даму в голубом" за $4 тысячи
— Эти фальшивки были для Ольги Акаси оскорбительны не только финансово. Они подорвали ее репутацию художника, никогда не делающего авторских повторов собственных работ, — объясняет агент Акаси Артур Грель, 31 год. — Не говорю уже о качестве подделок...
Руслан Фартушный объяснил "ГПУ":
— Мне эти работы без подписей принес человек, купивший их на улице за свои деньги. Сейчас он, узнав об этом неприятном инциденте в галерее, требует, чтобы я возместил ему стоимость картин — по три тысячи долларов каждая. А разве я виноват?
Фартушный охотно назвал контакты этого человека. Георгий Давиденко, 47 лет, казалось, уже был готов к разговору:
— Я вообще не коллекционер, и живопись - не мой бизнес. Чем я занимаюсь? Да вожу овощи на продажу с Испании. Мы с женой гуляли по Андреевскому спуску, ей понравились эти две картины, "Инфанта" и "Элеонора", ну, я и купил. Есть подпись или нет, было безразлично. Но повисели они у нас недолго, потому что мне, честно говоря, не нравились. Вот и отнес их в галерею.
— Как это вы так легкомысленно поступили — купили картины за такие большие деньги, чтобы потом от них избавиться? — поинтересовалась я.
— А для меня это не такие уже и большие деньги, к тому же для меня нормально часто менять отделку квартиры. Ничего не вечно, вон я даже с той женой уже развелся...
Галерея "Фортуна" существует уже 15 лет. Руслан Фартушный — один из первых бизнесменов от искусства в Киеве: взялся за это дело, когда ему надоело заниматься пятиборьем. Художником был его отец, который и построил деревянный домик под номером 19 на Андреевском спуске. Теперь здесь галерея "Фортуна". На вопрос, как мог уважаемый галерист продавать подделки, зная об этом, Руслан ответил "ГПУ", что ему это было интересно с точки зрения коммерции. Подчеркивает, что неподписанное не является копией.
— Ольга сама копирует технику старых мастеров! — по?-философски отметил Фартушный. — Художник должен гордиться тем, что его копируют, как Айвазовского.
Чем я занимаюсь? Да вожу овощи на продажу с Испании
Ольга никоим образом не разделяет эту мысль:
— Я, когда увидела аляповатые фальшивки своих, написанных собственной душой, работ, почувствовала только боль и возмущение. Художник должен гордиться, когда к нему приходит ученик и спрашивает разрешения скопировать его работу, чтобы изучить манеру мастера. А не когда на встречу с зарубежным коллекционером приводят какую?-то девушку и выдают ее за Ольгу Акаси, предварительно продав подделку за четыре тысячи долларов. К счастью, среди тех картин, которые он вывез из Киева в 2003 году, только одна — "Дама в голубом" — была подделкой. Я видела ее, когда была в гостях у японца. Знаете, когда все выяснилось, он пригласил меня в свою страну.
Ольга Акаси собирается начать судебное дело, однако не торопится и ищет компетентного адвоката. Надеется, что японец тоже подаст иск.
— Знаете, даже хорошо, что мы не подали в суд впопыхах, — замечает Артур Грель. — Ведь раскрылись еще несколько фактов мошенничества в галерее "Фортуна", связанных уже с другими художниками. Как не дико это слышать, но самая старая галерея Андреевского спуска выглядит таким себе концерном по производству подделок!
В ответ на это Фартушный говорит, что скандал устроили, чтобы просто сделать Акаси более популярной.
Неизвестная, которую владелец галереи "Фортуна" выдавал за художницу Ольгу Акаси. Налево — подделка картины "Инфанта"
Комментарии
8