- Вот если бы карьер сейчас заработал, то мы не говорили бы, а убегали бы, - вытирает руки о полу 72-летняя Галина Прычипко из села Бушево Рокитнянского района Киевщины. Сельский совет позволил частной фирме добывать камни на месте тамошнего Голубого озера.
Утром 22 июня жители Бушево собираются во дворе церкви. Садятся на самодельные скамьи.
- Голова запретила собираться в селе, потому что, видите ли, может быть теракт, - объясняет 45-летняя Неля Еришенко. Она записывает всех, кто пришел. На сходке 306 крестьян. - Батюшка это услышал и позволил собраться в церковном дворе.
Бушево - в 110 км от столицы в направлении Одессы. Здесь работают ферма, строительная фирма, отделение почты, клуб, магазины. Всего 540 дворов, некоторые киевляне выкупили под дачи. Село газифицируется, к нему ведет асфальтированная дорога, рядом есть лес, озеро, река Рось, на въезде сохранилась деревянная мельница ХІХ в.
Село стоит на залежах гранита. Раньше работали два карьера. Когда в 1970-х щебень начали добывать взрывами, то более близкий рудник остановили, потому что камни калечили людей и разрушали дома. На его месте образовалось озеро. Второй карьер, в 3 км от Бушево, работу не прекращал.
- Сельская голова с секретарем все сфальсифицировали, - перед людьми выступает депутат Николай Сторчовый. - На той сессии стояли лишь вопросы о бюджете и рассмотрении заявлений. Относительно карьера голосовали только за "изготовление технической документации". А окончательное решение записано "на пользование недрами Бушевского месторождения гранитов". Если карьер возобновят, то нашему селу смерть.
Люди единогласно голосуют за запрещение разработки и расходятся. 55-летний Андрей Днепровский подвозит к озеру. По дороге встречаем грузовики со щебнем.
- Это из действующего карьера, его держат немцы, - объясняет Днепровый. - От гранитной пыли здесь целые улицы от рака умерли, но все равно местные терпят, ведь карьер дает работу. А наше Голубое озеро - одно из самых чистых в области. Воду специально возили на анализ. Она - лучше, чем в Роси. Это озеро здесь с 1978 года. Карьер залило, когда зацепили артезианскую жилу. Вода никогда не цветет.
Голубое озеро по площади как два футбольных поля, глубиной - до 40 м. После обеда все поляны вокруг заняты. В тени стоят 20 легковушек, слышен запах шашлыков. Вода прозрачная, на 4-метровой глубине видно рыбу.
- Вода здесь суперчистая, - 21-летний Евгений прыгает с ивы в воду. Через несколько секунд выныривает. - В Рось если полезешь купаться, то хвост вырастет. А здесь даже со счетчиком Гейгера ходили. Радиация ниже, чем в Узине. Единственная проблема - идиоты, которые оставляют мусор после себя.
От озера до ближайших хат - 300 м. Местные жители помнят, как здесь добывали камни.
- Каждый взрыв был, как бомбардировка, камни разлетались на полтора километра. Пыль столбом стояла, дышать нечем. Было, что на момент взрывов людей вывозили. Когда-то вот такой камень нам крышу пробила, - 74-летняя Лидия Капуста из ул. Советской показывает камень размером с мяч.
- С запуском карьера в селе возникнет ряд проблем, - говорит Владимир Панас, геолог из города Белая Церковь. - Первая - с водой. Колодцы в селе глубиной от 5 до 20 метров, а глубина озера - до 40. Если озеро высушат, то высохнут и колодцы. Вторая - вырастет радиационный фон. Тяжелые машины разобьют дороги, взрывы разрушат хаты.
- Мы специально искали домик в спокойном месте, чтоб были лес и озеро. Дачу купили за 13 тысяч долларов, - говорит киевлянин Андрей Рачков. - Здесь очень красиво - лес, речка, озеро. При этом есть газ, железнодорожная станция. Даже не знаем, что будем делать, когда взрывать начнут.
Пообщаться с головой Бушевского сельсовета Валентиной Полищук не удалось. Не захотел отвечать на вопросы и директор общества "Бушевский карьер", получившего право на добычу.
Комментарии
16