Ексклюзивы
понедельник, 12 ноября 2012 05:00

"12 часов работал — два дня откашливался"

— Гости как приходят, только и нюхают воздух. Говорят, Лида, ты опять картошку в мундирах варишь под свеженькую олийку, — смеется 63-летняя Лидия Селецкая. 5 ноября в полдень выходит из своего двора в центре села Чернечий Яр Диканьского района. Ее дом в 100 м от масляного завода "Укрпродснекгруп". На улице слышно запах жареных семечек.

— Не возмущались, когда начали строить завод, потому что не знали, что оно такое. И сейчас не жалуемся. Не воняет, а слышно только приятный масляный запах, — говорит хозяйка. — Не было такого, чтобы дым клубами валил. Только иногда немного парует.

Лидия Ивановна берет грабли. Начинает сгребать листья у двора. Мимо на старом велосипеде проезжает сосед 54-летний Владимир Кузьмич. Останавливается и слушает разговор.

— Завод нас экологически устраивает, — поправляет на голове шапку. — Два моих товарища там работают, принимают семечки. Я специально их расспрашивал про производство, говорили, никаких выхлопов не замечают и работается им легко.

Иду дальше по улице. Во дворе с зелеными воротами в 200 м от маслодельни из колодца берет воду местная 27-летняя Ольга:

— Сразу шелуха по земле летала, приходилось заметать под домом. Не выбрасывала, топила ею печь. Местным женщинам вообще лафа пришла. Мужчины поустраивались в цех работать. Хоть меньше по селу шатаются.

Маслодельню в Чернечем Яре построили три месяца назад. Предприятие огорожено 2-метровым бетонным забором. За ним виднеются два одноэтажных помещения под синей черепицей. Посреди двора стоит большая металлическая бочка. Рядом из высокой трубы идет слабый черный дым. В 12.30 из-за ограждения громко лает собака. Сквозь окошко видно охранника. Долго стучу в ворота. Не открывают. Иду в другой угол села к одному из работников домой.

— Просто так никого в цех не пустят. Сейчас идут пробные партии. Официально откроемся где-то через месяц, — говорит старший смены на "Укрпродснекгруп" Александр Селецкий. У него выходной. В черной шапке и коричневой фуфайке пилит во дворе бензопилой дрова. — Крестьяне с заводом не мучаются, потому что попался толковий инженер. Он из Запорожья, по Украине устанавливает на маслодельнях оборудование. Придумал специальный проект, поставил автоматику. Шелуха в котлах сжигается мгновенно. Потому что они имеют очень высокое давление. Дым сам себя сжирает. То, что остается, вылетает в воздух из очень высоких труб. Угарный газ на село не падает.

В 2 км от Чернечего Яра расположено предприятие "Укролия". Крестьяне говорят, когда дует сильный ветер, оттуда на село летят отходы.

— Одно время работал на "Укролии". Можно было угореть на месте. Оборудование в цехе выжигало весь кислород. 12 часов работал — два дня откашливался, — добавляет Александр, стучит себя по груди. — Постоянно что-то щекотало внутри. За полгода немного отошел.

— Нам больше газовые вышки докучают, — приобщается к разговору местная 73-летняя Нина Ивановна. В желтом платке и синем домашнем халате выходит от соседки. Опирается на палку. — В 3 километрах от села стоят. Бывает, выхожу на двор, а газ коптит ужас как. Небо черное. Как дыхнешь, в груди трудно. Вот я ходила навещать женщину. В четырех соседских домах живут неходячие. Много инсультов, ноги отнимает. Грешим на атмосферу.

Сейчас вы читаете новость «"12 часов работал — два дня откашливался"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть