В субботу в полдень возле донецкого торгового центра "Континент" стоят человек пятьдесят плакаты, стяг Украины и флаг ЕС со словом "Донецк" и трезубом. Его активисты называют флагом здешнего Майдана. За митингом наблюдают около десятка милиционеров.
Мужчина, на вид лет 45, примотал к дощечке игрушечного шахтера и написал: "Дядя Янухович, а я Евлопы ни боюся". Разворачивают плакаты: "Я увольняю Януковича", "Изменения в стране начинаются с уважения к себе", "Донецк город тружеников, а не рабов!", "Права сына Януковича - твоему сыну!", "Победи свой страх".
Идущие в магазин люди смотрят на митингующих с удивлением, фотографируют на мобильные. Одна девушка соглашается взять сине-желтую ленточку.
- Хотим показать людям, что есть другой путь, есть другое мнение, шанс добиться чего-то большего для детей, - говорит участник Сергей Чирин, 44 года. К его черному пальто прикреплен голубой значок с символикой ЕС.
- Ай-яй-яй! Бандиты! Сами идете и детей ведете! - кричит немолодая женщина в голубом мохеровом берете и оранжевой куртке. Лопатой энергично расчищает снег. - Янукович - хороший, а вот вы плохие! Вы докажите трудом. Я воспитываю внуков, и все трудолюбивые. Они вот этим не занимаются!
Аспирантка 29-летняя Екатерина Смирнова с плакатом "Нам не нужна стабильность как на кладбище" пытается объяснить дворнику, что она тоже работает. Но женщина перекрикивает.
- А кого вы хотите вместо Януковича? Вы посмотрите, что в Киеве творится? Весь город засрали тама! Все бомжи тама! Сколько вам платят? Вы с откудава приехали? - вмешивается немолодой мужчина в дутом черном пальто, с красным лицом и золотыми зубами.
- Да они Яценюка, еврея этого, бы...дь, хотят! А мы за Януковича! Идите на х…й отсюда, бандеровцы, к е..ной матери! - ругается еще одна уборщица из "Континента" - полная женщина, лет 65. Держит руки в карманах.
- Да шо вы разговариваете с этими кончеными! - проходит мимо худой мужчина лет 60. Весь в морщинах, одет в серое пальто.
- Разве вам не нужны права? - догоняю его.
- Да на х...й ты мнет всра…сь со своими правами! - быстро отдаляется.
- Уважаемое граждане, мы отправляемся! - говорит в мегафон студентка Анастасия Балабанова, 21 год. Начинают шествие.
Четверо мужчин вдоль проезжей части разворачивают рулон обоев длиной около 10 м: "Витя, не позорь Донбасс!". Несколько человек останавливаются посреди тротуара, всматриваясь в баннер.
Спортивного телосложения 45-летний мужчина с монгольским типом лица подходит близко, ругается. На нем черные спортивные штаны, шапка, светло-серая куртка. Лицо перекошено от злости. Одной рукой держит окурок, вторую вынимает из кармана куртки и замахивается - пытается выбить у меня камеру.
- Щас как е…ну, нах…й, - разворачивается и идет.
Милиционеры сопровождают колонну. Один из них в гражданском снимает участников на видеокамеру.
- Мы - украинцы, мы - донетчане! - говорит в мегафон Сергей Фурманюк, 54 года. Колонна подхватывает слоган. Близко к тротуару за колонной медленно едет "КІА" с залепленными грязью номерами.
Возле троллейбусной остановки активисты раздают распечатки статей о Майдане.
- Так он же земляк ваш! - хохочет усатый толстяк.
- Пусть будет земляк, но честный! - говорит Анастасия Балабанова.
- Ох, какая красивая девушка! - мужчина переходит на украинский, смеется громче.
Шествие сворачивает в сторону бульв. Пушкина. Перед ним появляется тот же мужчина в светло-серой куртке. В левой руке пакет с чем-то тяжелым на дне. Продолжает обижать протестующих. Пытается спровоцировать драку. Перед ним выстраиваются три милиционера.
- Милиция с народом! Донецк, вставай, присоединяйся к нам! - скандирует колонна.
Проходят мимо площади Ленина. По дороге общаются с прохожими. Рассказывают о правах человека. Приглашают на рок-концерт харьковской группы "Собаки в космосе" и встречу с поэтом Сергеем Жаданом - те обещают приехать через неделю, чтобы поддержать донецких майдановцев.
Торговый центр "Майдан" вывесил над входом огромный баннер "Наш Майдан за президента". Активисты становятся под ним, растягивая: "Витя, не позорь Донбасс"!. В окне троллейбуса показывается лицо уже знакомого мужчины в светло-серой куртке. Он бросает в активистов куриные яйца. Одним попадает в глаз 52-летней Ларисе Михайловне. Она отказывается писать заявление, опасаясь, что ее будут преследовать.
- Пять лет тому назад убили моего сына. Не хочу, чтобы ко мне милиция пришла опять, - говорит Лариса Михайловна.
"Они забрали у меня нормальное образование"
- Каждый вечер иду на Майдан, потому что уважаю себя, - говорит донецкая активистка Анастасия Балабанова. - Он забирает все мое время, силы и мысли на протяжении месяца. Не верю в возможность преобразовать мир, стоя месяц, два или три на Майдане. Но и в "улучшения" от "Регионов" и президента тоже не верю. Они забрали у меня нормальное образование - мой университет деградирует. Посягнули на мое право на мирный протест - я боюсь спросить преподавателя о его отношении к Майдану, чтобы потом не писать объяснительную карманным милиционерам. Они посягают на мою свободу. Но ее я не отдам.
Комментарии