Глава фракции Социалистической партии Украины в Верховной Раде Иван Бокий, 65 лет, встречает в дверях своего кабинета. Приглашает внутрь. У входа стеклянный журнальный столик и кожаные кресла. На столике — статуэтка совы, стоящая на раскрытой книге. Бокий говорит, что она осталась ему от Александра Мороза. Раньше, когда Мороз возглавлял фракцию, это был его кабинет.
Народные депутаты от Партии регионов заявили о необходимости досрочных парламентских и президентских выборов. Это реально?
— Партия регионов не хочет никаких досрочных выборов. Хочет один из ее деятелей, первый заместитель председателя фракции Василий Киселев. Партия же официально заявила, что придерживается конституционных сроков проведения президентских и парламентских выборов. Для досрочных – не видит оснований. Виктор Андреевич Ющенко, у которого позиция меняется часто с переменой погоды, а иногда семь раз в неделю, тоже уже пришел к мысли: такая катавасия с выборами не нужна, — говорит Бокий и сбрасывает звонок на мобильном телефоне. — Я так понимаю, что заявление Киселева было политической реакцией на беготню известной дамочки с этой сверхбезумной идеей проведения внеочередных выборов. А также на заявления некоторых президентских клерков и самого президента о том, что он может к этому прибегнуть. Но к этому можно прибегать, по меньшей мере будучи пациентами "желтого дома". А возможно больше — охваченным жаждой личной власти. Правовых конституционных причин для проведения и одних, и вторых выборов нет.
Но могут появиться?
— Могут. Если, скажем, Верховная Рада не будет работать 30 дней. Если какому-то придурку удастся, например, отключить парламент от системы жизнеобеспечения. Или блокировать вход депутатам. Но тогда они имеют право собраться где угодно. Даже если один депутат будет присутствовать в помещении и будет председательствовать, он будет иметь право открыть сессию и Верховная Рада будет работать.
Причины для досрочных выборов могут быть не правовые, а политические. Это когда в парламенте и в стране нет политического согласия, и это парализует всю жизнь. Но тогда действительно на выборы должны пойти все — и президент, и Верховная Рада. Тогда проверим, кто есть кто. Трус ли наш президент, или честный и ответственный человек.
Может ли запланированный Луценко поход на Киев создать предпосылки для роспуска Верховной Рады?
— Из Юрия Луценко такой управленец, как, извиняюсь, из одного предмета мельник. Он может на улице кричать: "Прочь рыжий таракан!". Может с ленинским привкусом калякать, болтать, выкрикивать лозунги. Но как управленец он никто. Когда я читаю некоторые газеты, что это "наша надежда", удивляюсь, насколько слеп наш народ. Ну, не народ, а отдельные представители, хотя их и много. Не понимают, что ни Юли, ни Тарасы, ни Юры этот народ не спасут.
У Бокия каждые несколько минут звонит мобильный. Несколько раз отвечает на звонки и говорит, что занят.
Что будет, если Ющенко издаст указ о роспуске парламента, а тот не покорится?
— А как можно распустить парламент, какие основания? Их нет, на базаре не купишь. Ну, они хотят купить такие в Конституционном суде. Но думаю, там сидят трезвые нормальные люди, которые прекрасно понимают, на что они обрекут государство, народ. Ющенко понял уже, что досрочные выборы ничего ему не дадут. И вся эта шумиха имеет две причины — патологическую жажду к премьерству у Юлии Тимошенко и непонятную, как для мужчины, обиду Виктора Ющенко на политическую реформу. За которую он сам и голосовал (за изменение к Конституции 8 декабря 2004 года проголосовали 78 нардепов из "Нашей Украины", но Виктор Ющенко не голосовал. — "ГПУ").
Мы спрашиваем: "Иосиф, чего мы ублюдки, чего выродки?"
Возможно ли, что следующие президентские выборы пройдут в Верховной Раде?
— Такое предложение прозвучало в одном из интервью Виктора Януковича. Но многие люди это восприняли уже как готовность коалиции ставить вопрос ребром. Напротив, я думаю, что Виктор Федорович выразил это как альтернативу тем неразумным идеям, которые идут из Банковой, — относительно роспуска парламента, отмены политреформы, признания легитимности правительства, ветировани я определенных законов. То есть, это был политический ход. Мы считаем, что даже если президент и сугубо символическая фигура, его должен избирать народ.
Возможно ли, что социалисты пойдут на следующие выборы в блоке с Партией регионов и коммунистами?
— Позволите, я напьюсь воды немного? — вдруг говорит нардеп. — Сегодня ел соленую рыбу, а у нас рыба любит пить.
Встает и подходит к шкафу. Наливает в стакан минералки. Медленно пьет. Тогда отвечает:
— Это не обсуждалось. Возможно все, но это не значат, что так будет. Я думаю, что за четыре года еще много воды утечет. И сегодня думать — пустое занятие.
Говорят, что БЮТ сейчас перетягивает к себе избирателей Соцпартии.
— Это так. Тут чуда нет. Сегодня страна политически больна популизмом. Диагноз этой политической болезни — Юлия Тимошенко. Она заимствовала ужасно популярные у среднего класса и маргинальных групп населения популистские лозунги. Говорит то, что хотят услышать люди. А мы от популизма уже давненько отошли. Понимаем, что есть реалии, которых сегодня не перескочишь и которые нужно пройти, чтобы прийти в конечном итоге к тому, чего действительно хотят люди. Юлия Тимошенко против социального мира. Она — за вечную борьбу всех со всеми. А народ политически не разбирается, где правда, а где зло.
Недавно Нестор Шуфрич говорил, что у антикризисной коалиции есть определенные проблемы, но их не выносят на публику...
— На это можно было бы ответить одним нецензурным словом, но я к таким пытаюсь не прибегать. Скажу цензурно: это немного не так. В правительстве и в парламенте мы работаем ответственно. Если возникают какие-то спорные моменты относительно определенных законопроектов, мы их просто отставляем и не выносим в зал.
Соцпартия породила таких политиков, как Витренко, Чиж, Винский, Луценко. Все оппонировали Александру Морозу. Почему эта внутренняя оппозиция не смогла его перебороть?
— Я бы Ивана Чижа к лидерам не относил. Нет у него для этого никаких данных. Относительно Витренко и Винского — это разные категории, даже весовые. Наталия Витренко была вирусом, который попал вдруг на удобренную почву и стал болезнью. Это предшественник болезни, которая называется Юлией Тимошенко. Это болезнь популизма.
А Винский... — Бокий надпивает из стакана воду. — Это карьерный шашель, так же, как и Луценко. Хотя они между собой боролись, но природа у них одна. Винскому Тимошенко пообещала должность первого вице-премьер-министра, если она станет премьером. Он настолько сжился с этой мыслью, что когда услышал, что мы не будем идти с Юлией Тимошенко, то закричал: "Вы все ублюдки, вы все здесь выродки!". И так далее. Мы спрашиваем: "Иосиф, почему? Почему мы ублюдки, почему выродки?". Ну, поломали все его планы. Собственно говоря, Юле тоже поломали.
Где обычно покупаете себе одежду и какую?
— Для меня неважно, какая торговая марка, — лишь бы одежда была хорошей. Хотя я никогда не гонялся за слишком дорогими вещами. Покупаю в "Грегори Арбер" — там у меня уже, кажется, большие скидки. Иногда беру немецкие марки одежды.
В кабинете звонит телефон. Бокий извиняется — объясняет, что это правительственный. Подходит, берет трубку. Тогда отвечает:
— Нет, нет. Он сейчас председатель Верховной Рады.
1942, 20 февраля — родился в селе Пронозовка на Полтавщине
1968 — окончил Киевский университет им. Тараса Шевченко, факультет журналистики
1962 — заведующий отдела, заместитель редактора газеты "Заря коммунизма"
1974 — редактор газеты "Комсомолец Полтавщины"
1980 — заслуженный работник культуры Украины
1982 — редактор газеты "Молодежь Украины"
1987 — заместитель главного редактора газеты "Сельские вести"
1998 — народный депутат Украины III–V созывов
2006 — председатель парламентской фракции СПУ
Имеет дочку
Комментарии