вторник, 28 января 2014 00:00

"У нас тут соседи непростые - половина донецких"

Из-за противостояния на ул. Грушевского в Киеве из жилых домов выехали жильцы.

Двери двух подъездов 5-этажки на ул. Грушевского, 4а закрыты. На нижних двух этажах работают фирмы, на верхних - 12 квартир.

- Мы отсюда уже выезжаем из-за беспорядков, - говорит в домофон женщина из квартиры №18.

Двери квартиры №14 открывает Ася Власенко, 62 года. Приглашает в 4-комнатную квартиру. Окна выходят во двор, а дальше - улица, где идут протесты.

- Первые два месяца Майдана у нас все было спокойно, - женщина садится за стол перед ноутбуком и маленьким старым телевизором. Седые волосы подстрижены под каре, одета в брюки и розовую спортивную кофту.

- Первые два дня после 19 января (противостояние на ул. Грушевского начались в воскресенье, на Крещение. - "ГПУ") я не выходила из дома, потому что заболела, - берется за обмотанное марлей горло. - А 22 января в 8.00 проснулась от взрывов, дом ходил ходуном, - смотрит на стену толщиной 80 см. - В 9.00 забегали во двор протестующие, сильно рвало их, хватались за голову и выходили. А где-то в полдень через двор бежало 30 человек медиков, преимущественно девушки, - говорит сквозь слезы. - Многие несли на себе раненых. Им вслед полетели три гранаты. Весь день была сильная беготня. В десять вечера в окнах не светится, потому что все люди испугались и выехали. Я услышала грохот. Десять ребят из протестующих стучали по окнам первого этажа, пытались открыть двери. Подумали, что здесь никто не живет. Я включила везде свет и закричала в форточку: "Ребята, прекратите!". Через минуту их не стало.

В этой квартире Ася Васильевна живет 40 лет. Последние семь - на пенсии, по профессии - инженер-геодезист. Ее 40-летняя дочь Светлана выехала с мужем и двумя дочерьми в Канаду 12 лет назад.

Двор Академии наук завален мусором. Один проход перегорожен перевернутым синим микроавтобусом, второй - белым бусом с пробитыми шинами и выбитым стеклом. Протискиваемся в узкий проход у стены. В следующем дворе дергают ручки дверей трое мужчин в касках.

- Как вы здесь прошли? Вы что не знаете, что на крыше этого дома лежат снайперы? - говорит мужчина с густой черной щетиной. - Мы - разведчики, - осторожно оглядывается в сторону заваленной мусором и контейнерами арки. По потекам на стенах и земле видно, что здесь - туалет. - Если тут перескочить по гаражам и перелезть через бетонную стену, можно попасть к "Беркутам", - на заснеженной крыше напротив арки видно много следов. На крутой горе виднеется Октябрьский дворец.

- В Мариинский парк нереально зайти – матерщина стоит. Это титушки бухие шляются. Вышла с собакой погулять, так ко мне начал приставать какой-то. Познакомиться хотел, к столу приглашал где-то там в их палатках на "стопарик". Мент отогнал его от меня, - рассказывает 27-летняя Алевтина Петрив. Одета в лисью шубу и высокие сапоги. Живет в доме №28/2 на ул. Грушевского. - У нас все соседи разъехались. Особенно, когда начали жечь резину. Я два дня за городом ночевала в гостинице "Колыба".

В воротах при входе во двор дома, где живет Алевтина, стоят три солдата Внутренних войск с щитами. Пропускают по паспорту или вместе с местным.

- Я паспорт не беру. Ребята там с пониманием, уже выучили всех местных. У нас тут соседи непростые - половина донецких. Так те первые куда-то свинтили, - заходит в арку. - Ну что, ребята, сегодня все спокойно? Машину мою не украли?

Возле гастронома в Крепостном переулке, рядом с местом противостояния, стоят шесть бойцов со щитами. Еще двое покупают печенье. Через несколько минут все вместе уходят.

- Еще две недели назад они по одному к нам бегали покупать, - продавщица, женщина лет 50, смотрит вслед солдатам, которые расталкивают по карманам печенье и "сникерсы". - Теперь - только с прикритием. К ним не раз люди приставали - "за что вы убили людей возле стадиона".

"Пытаюсь меньше фотографировать, чтобы не получить по голове"

Два месяца живет в заблокированном "Беркутом" районе одесский дизайнер интерьера 36-летний Дмитрий. Полгода назад переехал в Киев. Снимает квартиру в Музейном переулке - напротив Национального художественного музея на ул. Грушевского. В 100 м от его подъезда стоит кордон силовиков.

- Ежедневно несколько раз прохожу мимо "Беркута". Отвечаю, куда иду. Всегда пропускают, - рассказывает Дмитрий. - После 19 января хожу в обход Европейской площади. Хотя по Грушевского могу передвигаться свободно. Но лишний раз не хочу. К баррикадам не подхожу, пытаюсь меньше фотографировать, чтобы не получить по голове. Это наибольшее неудобство. Домой лишний раз не бегаю.

В жилье Дмитрия слышны взрывы. Во двор залетают петарды.

- Кто имел возможность, с Музейного переулка съехал. Не видно машин, - продолжает. - Было страшно, когда над домом стоял дым от шин - думал, это мы горим.

Анна БАЛАКИР

Сейчас вы читаете новость «"У нас тут соседи непростые - половина донецких"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть