вторник, 03 апреля 2018 07:30

"Разочарованы, но признать ошибку не хотят. Становятся агрессивными, замкнутыми"

 

— В Крыму растет количество политзаключенных. В начале 2014 года возбудили первое политическое дело против режиссера Олега Сенцова и активиста Александра Кольченко (арестовали 12 мая 2014-го в Симферополе по обвинению в подготовке теракта. Суд дал Сенцову 20 лет колонии, Кольченко — 10. — ГПУ). За решеткой тогда были пятеро. В конце прошлого года — 55. С декабря добавилось по меньшей мере шесть жертв репрессий, — рассказывает Ольга Скрипник, 31 год, глава Крымской правозащитной группы.

Как изменились настроения крымчан за четыре года оккупации?

— Люди с проукраинскими настроениями ожидают от Украины более активной позиции.

Пророссийски настроенные тоже видят, что все не так, как им обещали. Санкции действуют. Социальная ситуация напряженная. Это многим открывает глаза. Звонили на эфир украинского сайта "Крым.Реалии": "Мне стыдно. Думал, будет как при Украине, но зарплата выше". Часть из них начали выходить против местной власти. С 2016 года фиксируем разгоны и запрещения не только крымскотатарских или украинских, но и пророссийских митингов. Россия борется со всеми.

Еще какая-то часть крымчан разочарована, но признать ошибку не хотят. Становятся агрессивными, замкнутыми.

Как отличаются настроения в зависимости от возраста?

— Военные пенсионеры — наиболее пророссийские. На пожилых людей влияет пропаганда из телевизора. Молодежь имеет противоречивые и часто неожиданные настроения. Большинство — проукраинские. Так же малый бизнес. Понимают, что в Украине проще вести дела.

Какие тенденции усилились в Крыму?

— Увеличивается давление. Активисту из Севастополя Игорю Мовенко, который находится под домашним арестом, грозит пять лет за "публичные призывы к экстремистской деятельности" в соцсети. Многие осуждены условно, как Али Асанов и Мустафа Дегерменджи — фигуранты "дела 26 февраля" за участие в митинге против оккупации в 2014-м. На днях крымскотатарского активиста Сулеймана Кадырова осудили условно за комментарий к посту в "Фейсбуке": "Крым — это Украина". Запретили заниматься публичной деятельностью. Условный срок получил журналист "Радио Свобода" Николай Семена.

Россия почти полностью свернула свободу слова. Независимые медиа работают подпольно. Остальные — под контролем ФСБ. По меньшей мере 22 украинских сайта заблокировали.

Какие методы использует российская пропаганда?

— Пропаганда очень агрессивная. Украину и США называют врагами. Культивируют насилие. Мол, идти в армию, бороться с "хохлами и укропами" — это героизм.

Путин понимает, что население разочаровывается. Поэтому формируют образ врага, который хочет напасть на РФ. Чтобы люди боялись.

Общество милитаризируется. В прошлом году правозащитница Ирина Седова в исследовании показала масштабы военной кампании относительно детей. В систему образования полуострова ввели военное обучение. В школы приходят террористы ДНР и ЛНР, их показывают героями. Называют врагом Украину, хотя эти дети — ее граждане. Четыре года они под этим давлением. Через некоторое будут ненавидеть Украину. Но это не их вина. Должны сделать больше, чтобы эти дети могли выехать и учиться в Украине.

Активисты выходят на протесты, одиночные пикеты. Им присуждают большие штрафы. Мы зафиксировали 363 таких дела. По большей части это — серьезные для Крыма суммы 10–15 тысяч рублей (5–7,5 тыс. грн. — ГПУ). Для многих это зарплата за месяц.

Какие дела вас больше всего поразили?

— Дело "украинских диверсантов", которых задержали в августе 2016-го. По меньшей мере 12 людей — за решеткой. Когда ФСБ их схватила, кричали, что те готовили теракты. Но осудили за хранение наркотиков или оружия. Понятно, что подбросили.

Есть информация, что у людей забирают земли, дома.

— Российская власть отменяет украинские решения о выделении участков. Люди обращаются в суды, но результат — не в их пользу.

Коллеги из Украинского Хельсинского союза предоставляют таким людям правовую поддержку. Советуем идти в Международный европейский суд по правам человека. Эти дела будут рассматривать долго. Но это нужно делать, тогда смогут получить компенсацию.

Крымчан часто называют предателями.

— Это — вопрос позиции государства. Местные жители и активисты были рядом с украинскими военными, помогали, боролись. В Крыму был активный Евромайдан. Двух его лидеров Анатолия Ковальского и Андрея Щекуна похитили и истязали.

В некоторых украинских государственных органах крымчанам говорят: "Чего приехали? Путина выбрали, туда и возвращайтесь". Это недопустимо. Они остались в оккупации не по своей воле.

Почему Крым выпал из повестки дня Украины?

— Смирились, что он оккупирован и это надолго. Когда начался Донбасс, были более страшные вещи — смерти, убийства, обстрелы. Это отвлекло внимание.

Предлагаем президенту раз в году давать пресс-конференцию относительно Крыма и для крымских медиа. Чтобы люди там чувствовали, что имеют лидера, который знает фамилии политзаключенных и то, что там творится.

Накануне Нового года многие политзаключенные получили открытки от Петра Порошенко с пожеланием держаться. Для них это стало моральной поддержкой. Спрашивают через родственников, как здесь дела, как идут реформы.

Когда Крым выйдет из-под оккупации, что должны делать с территориями и людьми?

— Много чего нужно сделать уже сейчас. Привести в порядок админграницу. Пункты пропуска должны стать открытой дверью для крымчан. Убрать дискриминационные нормы вывоза домашних животных. Сейчас не признают российские документы на них. Нужно, чтобы могли оформить промежуточные бумаги на пункте пропуска, а уже на материке пройти ветеринарный контроль.

Стоит создать на украинских пунктах въезда и выезда нормальные условия: уборные, маршруты транспорта, остановки с навесами. Люди часами стоят в очередях в снег и дождь и не могут выпить чаю.

Снять ограничение на вывоз личных вещей. Действует туристическая норма, которая рассчитана на ситуацию, когда иностранец заезжает в Украину. Вы можете провезти пейджер, но не можете микроволновку, музыкальные инструменты.

Какие шансы вернуть Крым?

— В первые годы это можно было сделать. С помощью радикальных действий Украины и мира. Массовые санкции ударили бы по России. Но этого не случилось. Поэтому процесс будет длиться дольше. Может зависеть от политических событий в самой России.

Строительство Керченского моста и электроснабжение Крыма ослабляют Москву. РФ больше всего боится экономических проблем. Если ударить по карману Путина и его окружения, ситуация изменится.

Но скорее всего, пока не решат вопрос Донбасса, в Крым не вернутся.

Давно ездили на полуостров?

— В последний раз — в марте 2014-го. Потом Крым уже обходила. Потому что знала, что в черных списках. Могу доехать до пункта пропуска, постоять возле Сиваша. Поплакать и вернуться в Киев.

Собирают доказательства нарушений прав человека

Ольга Скрипник родилась 18 марта 1987 года в городе Ангарск Иркутской области России, в Сибири. Мать — фельдшер скорой помощи. Отца не знала. Дед был военным, занимался строительством объектов в Крыму. Семья переехала в Ялту.

Закончила Крымский гуманитарный университет. До оккупации Крыма преподавала там историю и правоведение.

— Корпус сразу за гостиницей "Ореанда" на набережной. На большой перемене в сентябре и октябре ходили на пляж, — рассказывает Ольга Скрипник.

В 2015-м с коллегами создали Крымскую правозащитную группу, стала ее главой правления. Ежедневно собирают доказательства нарушений прав человека и военных преступлений на оккупированном полуострове.

Читает книжки, связанные с международным правом, с конфликтами. Мечтает о времени, когда сможет взяться за художественные произведения.

Замужем. Детей не имеет. Живет в Киеве.

Сейчас вы читаете новость «"Разочарованы, но признать ошибку не хотят. Становятся агрессивными, замкнутыми"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть