Ексклюзивы
четверг, 13 октября 2016 07:25

"Предыдущая "твердая рука" крала единолично — другие боялись. Сейчас крадут все"

 

— Голые Карпаты не дают покоя. Идешь по родному селу, смотришь: где была зеленая гора — лысая горка, — говорит активист общественной организации "Майдан Старосамборщины" 42-летний Василий Курий. Борется с незаконной вырубкой карпатских лесов.

27 сентября из-за открытых уголовных дел уволился начальник "Галсельлеса". Это областное коммунальное предприятие Львовской области.

Курий назначает встречу во Львове в восемь утра. Приезжает вовремя из Старого Самбора, что в 90 км.

— Встаю в четыре утра каждый день, — смеется. — Мы, бойки, так привыкли. Маленьким с отцом ходили по дрова — рубили кустарники, иву, ольху. На ясень пилу никто не смел поднять. Грех, говорили в селе. С деда-прадеда знали, что это дерево долго растет. Чем старше, тем ценнее. Эти же варвары режут 20-летние деревья, гусеницами давят молодые побеги.

Какие масштабы беды?

— В родном селе Лопушанка-Хомина сейчас шесть рубок. Одну проводит государственное лесное хозяйство и пять — "Галсельлес". Занимается лесами бывших колхозов. Через Лопушанку за день едет 20–30 лесовозов. Можно представить, что происходит в сотнях сел украинских Карпат.

Рубят точечно, небольшими площадями до гектара. Но этих участков масса. Карпаты будто подырявленные. А, чтобы сажали лес — не видно.

При этой власти своеволия больше?

— Не буду говорить плохое о власти страны в состоянии войны. Ее сам отстоял на Майдане. Но факты свидетельствуют против нее. Масштабы больше. Дошло до того, что женщины в Лопушанке-Хоминой ложились под лесовозы. Те грозились их переехать.

Предыдущая "твердая рука" крала единолично — другие боялись. Сейчас крадут все. Свободнее чувствуют себя руководители областного предприятия и лесхозов. Никто не боится гаишников на дороге. Экологическая служба и госинспекция по вопросам труда не могут делать проверку без предупреждения и оснований.

Кто и как грабит Карпаты?

— Областное коммунальное предприятие разрабатывает план рубок на год. Здесь есть рубки главного пользования — берут спелый лес. И сплошные санитарные — больной.

Спелого практически нет, возраст ему завышают. Лесопатолог не выезжая на место пишет, что лес больной. И режут будто на дрова, а продают как деловую древесину.

Вот имею документы, — достает из сумки бумаги. — Деловой древесины на участок запланировано срубить 20 кубов, дровяной — 137. Или деловой — 45, дровяной — 206. Выходит, наши леса массово больны. Санитарная рубка должна убирать отдельные больные деревья. А под ее прикрытием сметают гектары леса.

Кому выдают документы на работу?

— Квалифицированных лесников предприятие "Галсельлес" не имеет. Проводит тендеры на рубки на львовской бирже "Универсальная". Их выигрывают одни и те же предприятия — из района, где есть лес. Они тоже не имеют лесников и дровосеков. Нанимают в подряд мелкие фирмы, где зарегистрирован один человек. Еще 20 работников трудятся нелегально. Так билеты попадают в руки "черных лесорубов". В бригаде есть безработный, пастух, железнодорожник. Они без легальной техники, касок, формы идут в лес с этой бумажечкой. Выбирают лучшие деревья, остальные уничтожают, ломают, втаптывают в грязь бульдозером. Хотя гусеничным транспортом в лесу пользоваться запрещено. При рубке иногда присутствует лесник. Это уже группировка.

Потом эти же мелкие и большие предприятия древесину будто бы покупают у "Галсельлеса". Мы с инспекцией труда приехали на такую пилораму в село Стрелки — люди через заборы убегали. Потому что не зарегистрированы.

Как решить эту проблему?

— Законодательство выписано хорошо. Изменить нужно лишь одно — убрать норму "сплошная санитарная рубка". Это абсурд. Если больна ель, то бук, лиственница здоровы. Для этих преступников санитарная рубка — это команда "фас!". После того, как они "спасают" лес от вредителей, все вокруг разорено.

Второе: торги куплены. Предприниматель, который хочет честно работать, не сможет выиграть лот. Дальше он должен проложить дорогу в лес, работать без техники. Если после себя захочет посадить лес, как подобает, его древесина будет в разы дороже. Он не сможет ее продать. Потому что краденый лес сбывают дешево.

Предприниматели должны организовывать свои ассоциации. Идти во власть, выбрасывать из себя воров, которые работают по-черному. Но воюют лишь активисты. Лесникам и людям нужны "черные" деньги. Прокуратура и экослужба не заинтересованы. Полиция хочет что-то делать, но не знает как.

В Лопушанку-Хомину 25 июля полицейских вызывали дважды. Приехали — холопы из леса тычут им разрешения. Составили протокол, прекратили работы и поехали. Через два часа смотрю — на том же месте падают деревья. Опять вызвали "102". Полиция забрала тех ребят давать показания. Ведется следствие.

Но никого не посадят.

— Имеем абсурдную ситуацию. Охрана труда не может действовать только по заявлению депутата или полиции. Нужно, чтобы работник в лесу сам написал заявление на предпринимателя, который его нанял. Я писал такое как гражданин. 60 дней мы ждали приезда представителей из охраны труда. Лесорубов предупредили. Люди с бензопилами притворились, что грибы собирают.

Экологическая служба может осуществить проверку, лишь когда есть заявление от физического лица. Написал. Его направили в Киев на рассмотрение и 30 дней ждали ответа. Тогда они согласились выехать на участок. "Какие рубки? Где?" — спрашивают меня. А кто же вас здесь месяц будет ждать?

Наибольшие жалобы на прокуратуру. Обращались к "луценкам" киевским, областным, районным — одни отписки. Страну кто-то "сливает". Может, президент и имеет добрую волю. Но ни одна из государственных институций не работает на государство.

Верите, что сможете что-то изменить?

— 51 уголовное осуществление относительно преступлений в лесу сейчас ведется в одном только Старосамборском районе. Без стражей порядка ничего не сделаем. Силовики должны действовать по команде руководства. И мы будем стучать в наивысшие кабинеты, чтобы эти структуры получили четкое указание остановить своеволие.

Почему вы начали бороться?

— Жил как все, плыл по течению. Не вникал в политику. Единственное — не мог терпеть "регионалов". На Майдан попал 25 ноября 2013-го. В позапрошлом году 18-20 февраля в Киеве решил — эта проклятая система должна упасть. Увидев вблизи, утверждаю: она гнилая и хрупкая, держится на подлости и лжи. Если приложить усилия, ее можно сломать.

Начал ходить в государственные администрации. Там и услышал о беззаконии в лесах. О людях, которые борются — и в отчаянии опускают руки. Поэтому я не был здесь первым. Мы создали "Майдан Старосамборщины", в нем сейчас 700 активистов.

Василий Курий жмет руку на прощание. Просит приезжать в горы с фотоаппаратом и снимать незаконные рубки.

3-е место в Украине занимает Львовская область по количеству лесов, после Волынской и Житомирской. Здесь их 8% от всех в стране. Занимают треть территории Львовщины.

7 дней понадобилось предприятию "Галсельлес", чтобы незаконно заготовить 2 тыс. кубометров кругляка в селе Днестрик Старосамборского района в прошлом году. Убытки государства составили 4,5 млн грн.

"Строю дом — потому что родительский сгорел"

27 сентября прошлого года Василий Курий написал о себе на своей странице в "Фейсбуке". Баллотировался тогда в Старосамборский районный совет, сейчас— его депутат.

"Я — человек, украинец, бойко. Родился 2 октября 1974 года, но папа записал 14-го — на Покрову. Или что-то напутали в сельсовете. Родное село — Лопушанка-Хомина Старосамборского района. Мама — учитель младших классов, отец — столяр.

Учебу в 8-летней школе закончил с похвальной грамотой. Отслужил в пограничной службе 17 лет. В 2010-ом — пенсия.

Строю себе дом. Потому что родительский сгорел. О родных информацию не подаю — им и без того трудно от моей работы. Имею пасеку.

Наибольшая победа — бросил раз курить, наибольшее поражение — проиграл в футбол от села Тисовицы — 2:4.

Любимая музыка — не скажу, потому что это российские рок-группы. Помаленько перехожу на "Океан Эльзы".

Самые счастливые моменты — рождение моих двойняшек".

Сейчас вы читаете новость «"Предыдущая "твердая рука" крала единолично — другие боялись. Сейчас крадут все"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть