19 октября в Украине официально стартует президентская избирательная кампания. С этого дня партии и блоки могут сообщать Центризбиркому о дате проведения съездов, на которых будут выдвигать кандидатов на должность главы государства. Однако до сих пор Конституционный суд рассматривает представление Виктора Ющенко о конституционности принятых парламентом в июле изменений в Закон о выборах президента.
— Данный закон увеличивает возможности для фальсификаций, — считает председатель Комитета избирателей Александр Черненко, 33 года. — Поэтому Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе посылает к нам рекордное количество наблюдателей — 660. Бюро по демократическим институтам и правам человека уже в первом отчете высказало серьезную критику принятых изменений. Ведь практически делается невозможным обжалование любых действий, нарушений или бездеятельности членов комиссий и кандидатов, а также результатов выборов. Есть положения, которые нарушают права граждан на свободное волеизъявление. Скажем, отмена открепительных талонов. Или норма, по которой за рубежом смогут проголосовать лишь граждане Украины, находящиеся на консульском учете. Эти изменения приняты не в интересах граждан, а исключительно в интересах БЮТ и Партии регионов, которые дружно за них проголосовали.
В чем отличия старого и нового законов для рядового избирателя?
— Главнее всего — не будет открепительных талонов. Избиратель, который не будет находиться в день выборов по месту жительства, не проголосует.
Процедура голосования практически не изменилась. Единственное — появилась возможность включать в списки в день голосования. То есть если избиратель не находит себя в списке, может подать заявление в избирательный участок или суд. А это открывает путь к фальсификациям, потому что контроля за таким включением нет. Фактически один человек по заговору с судьей или членами комиссии может проголосовать на нескольких участках.
Сохранено право голосовать дома за инвалидами, больными, немощными. Будут создавать участки на кораблях, в военных частях, больницах, отдаленных населенных пунктах или местах вахты. Если избиратель живет вдалеке от своего участка, добираться должен сам, никто за ним не приедет.
Если Конституционный суд признает отдельные положения неконституционными, что тогда?
— Трагедии не будет. Многие из положений не противоречат Конституции и не являются предметом рассмотрения. Те, которые обжалуют, еще не скоро будут применять. Если решение Конституционного суда будет в ближайшие недели, то парламент может оперативно внести изменения в закон. Угрозы срыва выборов нет.
То, что член Центризбиркома Анатолий Писаренко достиг пенсионного возраста, может стать поводом для обжалования решений ЦИК?
— Проблема есть. Хотя и без Писаренко в ЦИК есть кворум для голосования. Разве если его голос где-то решит... Когда же не будет иметь значения, то это будет свидетельствовать лишь о морально-этических стандартах этого члена ЦИК и парламента, который никак его не уволит. Соответствующее представление давно есть.
У нас часто выборы проводят в долг
Почему только два дня после выборов дадут на рассмотрение жалоб? Успеют ли суды их рассмотреть?
— Я бы тоже об этом спросил у законодателей.
Бесспорно, это сделано умышленно, чтобы жалобу никто не рассматривал. И чтобы не было возможности обжаловать нарушения и фальсификации результатов.
Большинством голосов члены избирательных комиссий смогут выгонять из участков журналистов и наблюдателей. Суживает ли это их права?
— Новый закон дискриминационен к средствам массовой информации. Принятые поправки не позволяют журналистам нормально освещать избирательную кампанию. У издания или телеканала можно отобрать свидетельство о регистрации или лицензию фактически за любую информацию о кандидатах, не оплаченную как политическая реклама.
Начнется ли кампания вовремя без принятого бюджета на 2010 год?
— Средства, которые необходимо потратить в этом году, в действующем бюджете предусмотрены. Львиная доля расходов придется на день голосования 17 января 2010 года. Но у нас часто выборы проводят в долг. Часть денег возьмут из резервного фонда Кабмина. Он ограничен, поэтому членам комиссий заплатят после того, как примут новый бюджет. Иначе произойдет паралич избирательного процесса, если кто-то в этом будет заинтересован.
Существуют ли проблемы с Единым реестром избирателей?
— Хорошо, что он есть, — на его основе будут формироваться списки избирателей. Но из-за несовершенства реестра значительное количество людей не сможет проголосовать, потому что их фамилий там нет. Однако обжаловать результаты выборов из-за этого невозможно.
Избирательная кампания официально не началась, а потенциальные кандидаты уже разворачивают избирательные штабы, агитируют. Почему такое возможно?
— Это вопрос к законодателям. Поскольку кампания не началась, то закон о выборах еще не вступил в действие. Политики этим пользуются. Это время " бе спре де ла", когда агитация фактически ведется, но формально такой не является. Сокращение избирательной кампании на месяц — это период, когда политическая реклама ничем не регулируется, никто не несет ответственности за ее размещение. Ведь и кандидатов в президенты еще нет.
Говорят, что эти выборы будут грязнее всех предыдущих.
— Посмотрите, как последние месяцы в стране происходит политический процесс — блокировка, суды, обвинения, компромат. Выборы только заострят политический кризис. Многие претенденты сделали очень большие ставки на президентство и стремятся к победе любой ценой.
Не великоват ли залог для кандидата — 2,5 миллионов гривен?
— Бесспорно, такая сумма нецелесообразна, потому что не решает проблему технических кандидатов — их будет достаточно. С другой стороны, эта норма ограничивает права граждан в возможности выдвигаться и быть избранным.
Почему постоянно используют технических кандидатов? Эти же люди знают, что не пройдут и что залог им не вернут.
— Денег в избирательных кампаниях пропадает много... На то и выборы. Да и не свои они деньги платят. Им дают проходные кандидаты, которые получают от этого другую выгоду, — оттянуть голоса конкурента, ввести больше своих людей в комиссии, обнародовать больше компромата и тому подобное. Те 2,5 миллионов — это цена за избирательные спецоперации.
Комментарии