-?Ой, забыл, чего пришел, - говорит 71-летний Иван Пантелеймонович. У него длинная седая борода и красный нос. Подтанцовывает под песни Тараса Чубая, раздающиеся из колонок. От него попахивает перегаром. В среду утром он стоит под Киеврадой на Крещатике. - Ради чего мы вышли?
-?Справедливости! Чтоб совесть у них проснулась, - показывает на окна мэрии Екатерина Васильевна, 71 год. Руки прячет в карманы, на улице холодно. - Современная власть нам не подходит. Мы хотим, чтоб пенсию увеличили, жить стало лучше. Чтоб нормальная власть была, народная. Выборы должны быть.
-?Но революции нам не надо, - добавляет другой немолодой мужчина.
-?Да. Но дальше так жить невозможно. Пенсия 1100 гривен. Квартира 400 гривен в Днепровском районе, лекарства - 400-500. На продукты остается 200 гривен в месяц. Это нормально? Хотя бы 2,5 тысячи дали. Чтоб могли нормально одеться, питание было бы приличное. Иногда есть нечего, холодильник отключен. Спасибо, соседи добродушные: у них село есть, так одна картошку несет, другая - яблоки. Вкус мяса и масла забыла. Вот на мне курточка - соседка отдала, сапожки потертые - внучка. Таких, как я, - миллионы. Все достало. 22 года у нас одни балачки.
Екатерину Васильевну окружают несколько десятков людей пенсионного возраста, слушают. Понемногу на площадь прибывают жители разных районов Киева с флагами и плакатами. Перед входом в здание за металлическими секциями стоят "беркутовцы". Их несколько сотен. Двери в здание закрыты, с открученными ручками. Внутрь никого не пускают. Накануне оппозиционеры заявили, что не дадут заседать депутатам Киеврады, полномочия которых истекли в июне. Протестовали 11 июля и 19 августа, дрались с правоохранителями.
-?В Киеве 29 тысяч членов "Батьківщини", а они три года водят за бабло бабушек и дедушек, - возмущается один из бывших депутатов столичного совета. - Это оппозиция, бл.дь? Да обзвоните своих людей и хоть напомните, что вы есть. О, будущий мэр идет! - выкрикивает нардепу-"свободовцу" Андрею Ильенко. - Привет!
Две женщины преклонных лет разворачивают плакат: "Оппозиция - не блокируйте выделение средств чернобыльцам и афганцам".
-?Пришли, чтобы был порядок, а Киеврада работала, - объясняет 75-летняя Ольга Давидовна. - Нас прислали из жэка. Может, когда-то паек дадут.
Нардепы Андрей Мохник, Андрей Ильенко и Владимир Яворивский подходят к ограде возле центрального входа, просят милиционеров пропустить их. Те молчат.
Депутаты с несколькими десятками молодых мужчин направляются к боковому входу. Здесь в два ряда стоят "беркутовцы". Перед ними - шеренга милиционеров. С десяток избранников пускают за ограждение, но дальше ход блокируют.
-?Пропустите народных депутатов! - кричат их помощники.
Толпа напирает. Кое-кто натягивает на лицо черные маски.
-?Там драка! - выкрикивают из толпы.
Несколько мужчин бегут к центральному входу. Здесь митингующие наваливаются на ограждение, вырывают по секции из рук милиционеров. Бросают на ступени. "Беркутовцы" выстраиваются в семь рядов.
-?Подстилки Януковича! - кричит на них женщина в розовом берете. - Вытягивайте их по одному, как гнид!
На подмогу спешат еще с 50 бойцов "Беркута". Начинают толкать людей. Прыскают газом.
-?Где депутаты? Сцикуни! – кричит кто-то.
В толпу летят несколько дымовых шашек. Площадь затягивает белый дым. Толпа отступает. Через 10 минут опять наваливается. Три милиционера несут на руках обморочного "беркутовца". У него на лице кровь. Сажают его на тротуар. Их обступают люди.
-?Это тебе, с.ка, за то, что ты меня пиз..л, - бегает возле бойца немолодой мужчина в кожанке и черной фуражке.
Рядом на пластмассовый стул садят члена политсовета "Свободы" Юрия Ноевого. У него течет кровь из носа. Ноевой откидывает голову назад. Женщина затыкает ноздри салфетками. Они мгновенно наливаются красным.
Нескольких "беркутовцев" выдергивают из первого ряда. Катят вниз по ступенькам. У одного вырывают палку и бьют по спине.
Молодой мужчина в зеленом капюшоне и с рюкзаком ходит возле "Беркута". Некоторым рукой бьет по стеклу шлема:
-?Нюхайте газ, детки! Это - революция!
Правоохранители не реагируют. Только один срывается:
-?Убери свои руки! Сейчас у.бу!
-?Ты на службе! Закрой свой вонючий рот! - кричит женщина.
Мужчина лет 50 декламирует правоохранителям стихи с матерными словами о президенте.
Драка прекращается. Перед собравшимися на ступеньках становятся народные депутаты. Лидер фракции "Батьківщина" Арсений Яценюк говорит, что будут обращаться к Виктору Януковичу, чтобы в Киеве назначили выборы.
-?Ну все, Сеня пропиарился, - улыбается один из "свободовцев".
В 10.35 митинг завершается. Длился больше часа. Поют гимн.
-?Из-за таких провальных акций нивелируется роль улицы, - вздыхает "ударовец" 33-летний Сергей Каплин. - Очевидно, слишком много мы их провели. Грустно за недоработки и дилетантство.
Яценюк с нардепами едут в райотдел милиции, куда отвезли четырех протестующих. Относительно них возбудили дела за мелкое хулиганство и неповиновение правоохранителям. Людей отпускают. Одного везут в больницу с подозрением на сотрясение мозга.
В это время в Киевраде четыре этажа охраняют милиционеры. Лифты выключены. За 3 часа провластные депутаты рассматривают 119 вопросов, в частности передают прокуратуре и милиции несколько коммунальных помещений, дают разрешения на строительство.
Оппозиции надо выйти из телевизора
-?Неопределенная ситуация может длиться до выборов президента в 2015-м, - считает политолог 43-летний Сергей Таран. - Наши граждане могут очень хорошо защищать личные интересы. Киевлянин возьмет вилы, когда будут отбирать его квартиру. Но не пойдет на митинг, если будут отбирать целый город.
Урок для оппозиции: говорить с людьми надо напрямую, а не с экрана телевизора.
Комментарии
1