Народный депутат-"бютовец" 33-летний Святослав Олийнык пришел в Верховную Раду в 2006-ом. До тех пор работал заместителем прокурора Днепропетровска и адвокатом. Сам себя называет небедным человеком: говорит, защищал в судах интересы "известных олигархов". В Верховной Раде его считают принадлежащим к группе Андрея Портнова. В последнее время они голосуют не так, как остальная фракция Блока Юлии Тимошенко.
На стене в кабинете Олийныка висит портрет Портнова. Рядом — изображение Будды, ангел и мандала — картина, над которой медитируют.
— Это у нас такие своеобразные шутки. У Портнова в кабинете мой портрет стоит, — улыбается нардеп.
Его офис расположен напротив Секретариата президента на столичной ул. Лютеранской. Это трехкомнатная квартира на третьем этаже. Нардеп говорит, что купил ее два года тому назад в кредит. Включает на мобильном беззвучный режим. Кладет телефон за спиной возле изображения Иисуса. За 2 ч. разговора трубку не берет, пропускает восемь звонков.
Говорим по-украински. Периодически Олийнык переходит на русский.
В "группу Портнова" входят также Валерий Писаренко, Владимир Пилипенко, Юрий Трегубов?
— Писарь очень обижается, когда так говорят. У Валерия Владимировича свои представления о собственной персоне. Формально "группы Портнова" нет. Но мы прислушиваемся друг к другу и совместно принимаем решения, которые не всегда отвечают официальной линии блока. Это и голосование относительно Огрызко, Наливайченко, отдельных законопроектов. Возможно, это трактуют как скрытый конфликт. Но в действительности это демократический процесс, когда депутаты голосуют, исходя из собственной позиции, а не превращаются в кнопки. Можно, я покурю?
Нардеп ставит перед собой пепельницу в форме большой черепахи. Берет коробку спичек с эмблемой еврейского ресторана. Поджигает длинную сигарету "Вог" с ментолом.
До недавнего времени Портнова считали одним из приближенных к премьеру. Теперь их отношения ухудшились?
— Нет. Портнов постоянно общается с премьером, как руководитель юридического блока выполняет все ее поручения. Возможно, это и вызывает у отдельных представителей блока определенный дискомфорт.
Портнов боролся за должность председателя Фонда госимущества, но так и не возглавил его.
— Никто же не знал, что президент поддержит Семенюк. Но Портнов не стремился руководить фондом. Это было предложение от Тимошенко. Я его убеждал, что там можно работать. Но он понимал, что это работа, где будут много склонений к не совсем прозрачной деятельности. Там врагов всегда больше, чем друзей. Еще когда Портнов сидел в альтернативном Фонде госимущества в Кабмине где-то неделю, начали приходить коллеги из фракции с просьбами наподобие: "Вот там в Крыму есть санаторий, он загибается..." А Портнов говорит: "Ребята, а я при чем?". Потом на него обижались.
Портнов с Медведчуком и дальше пишут изменения в Конституцию?
— Не знаю. Концепцию нарабатывали осенью как компромисс между БЮТ и Партией регионов. Но на сегодняшний день возвращения к тому не видно. Портнов сейчас не занимается Конституцией. И такие консультации с Партией регионов при его участии не ведутся. Возможно, на каком-то другом уровне это есть.
Вероятность досрочных парламентских выборов высока
Тимошенко и Медведчук сотрудничают?
— Медведчук действует сам по себе как человек, который сохранил государственническое мировоззрение. Власть — это способность организовывать процессы и подчинять людей своей воле. У Медведчука эта способность есть. Хоть бы где находился — он организует процесс. Есть фактор БЮТ — Медведчук сотрудничает с ним. Так же и с Партией регионов.
Чья была идея избирать президента в парламенте?
— Эта идея не была реализована, в ней не было необходимости. Считаю, что правильно избирать гаранта в парламенте только тогда, когда переходим к парламентской форме правления. Президентская форма — это когда в одном человеке сосредоточивается центр принятия всех решений. А такого гениального человека еще нет, чтобы всем занимался сам. Потому что всегда есть двор с интригами. Нет более открытого органа власти, чем парламент.
Но явно не нынешний.
— Почему? Посмотрите, например, на Николая Томенко. Он вполне ответственно принимает решения.
Но у него сейчас отдельная от блока позиция?
— И у других депутатов бывает отдельная позиция. Потому что мы стремимся, чтобы наши действия были последовательными и логическими. Иногда это противоречит спонтанным политическим решением.
Тимошенко не любит таких людей.
— Если она захочет от нас избавиться, ничего страшного. Я, так же как и Портнов, в свое время ушел добровольно с высокой прокурорской должности. Внутренний комфорт значительно ценнее мнения любого руководства.
БЮТ и Партия регионов не договорились, потому что не смогли распределить должности?
— Да, Тимошенко и Януковичу нужно было договориться, кто будет президентом, а кто — премьером. Например, она — глава правительства, а он — президент. Тогда бы Тимошенко не баллотировалась и он выиграл бы в первом туре. Я сам пошел бы и проголосовал за президента Януковича. Тогда уже полгода мы бы имели согласованную работу органов власти. Но у нас нет политиков, которые прошли бы испытание властью. Огонь и воду мы проходим, а вот испытание властью — нет.
В Тимошенко вы тоже не уверены?
— Я критически отношусь к своему будущему в БЮТ в случае досрочных выборов. Потому что невозможно отвечать за процессы, на которые ты не влияешь. Например, за правительство. В многие его решения я не верю, поэтому как мне объяснять его действия людям? Я многих в правительстве не уважаю. Так же, как и в руководстве фракции. Они для меня полные нули, но я должен и за них отвечать.
Пойдете в другую партию?
— Когда наступит время определяться, проанализирую ситуацию и решу. Возможно, более достойным будет идти в местные советы и отвечать за себя.
Какой из Яценюка фронтовик?
Сейчас Партия регионов выступает за досрочные парламентские выборы. Президент поддерживает эту идею. Как действовать БЮТу?— Вероятность таких выборов высока. Они могут состояться и после выборов президента. Хотя, если их выиграет Янукович, то будет иметь и дальше наибольшую фракцию в парламенте и переформатирует его под себя. Зачем тогда ему досрочные выборы?
Виктор Ющенко предлагает провести одновременно и президентские, и парламентские выборы.
— На Ющенко оказывает давление Секретариат президента. На Тимошенко завтра будет оказывать давление секретариат Кабмина. Потому что, что делать окружению, если они проиграют президентские выборы? В тюрьму идти?
Сколько людей в вашей фракции готовы на коалицию с Партией регионов?
— Чем дальше, тем больше. Людей уже не интересует идеологическое противостояние. Они хотят новизны. А БЮТ и Партия регионов и является ею. Я был бы рад такой коалиции.
Она будет насчитывать больше 300 голосов и может принять много вредных для государства решений. Не боитесь этого?
— Нет. Даже в действующем парламенте собрать 300 голосов под какое-то неправильное решение будет тяжело. Все равно часть депутатов считает себя государственными людьми, а не кнопками. То, что вы называете "группой Портнова", — живое доказательство этого.
Но вице-спикер Николай Томенко призывает Тимошенко объединяться с Яценюком против Януковича.
— У Яценюка есть "Фронт изменений". Это сугубо технологическое название. "Фронт" — это то, что привлекает внимание, а "изменений" — то, чего хотят сейчас люди. Но какой из Яценюка фронтовик? Страной должен руководить мудрый, с жизненным опытом, прогнозируемый человек. Яценюк никогда не был не при власти, и его никогда не видели битым. А Янукович и Тимошенко были биты. Потому как будет держать удар Яценюк, мы не знаем.
1975, 4 декабря — Святослав Олийнык родился в Днепропетровске
1998 — окончил Днепропетровский государственный университет по специальности "Правоведение"
1998 — прокурор отдела прокуратуры Днепропетровской области
2002 — заместитель прокурора Днепропетровска
2004 — адвокат
2006, 2007 — народный депутат от Блока Юлии Тимошенко
Женат
Комментарии
1