После провального голосования на прошлой неделе за отставку правительства Юлии Тимошенко Партия регионов разделилась на два лагеря. Теперь там ищут виновных.
С одной стороны баррикад оказалась группа влиятельных депутатов во главе с Сергеем Левочкиным и Юрием Бойко, присоединившихся к Партии регионов на прошлых парламентских выборах. Они публично отстаивают интересы компании "РоссУкрЭнерго". Другой лагерь возглавляют Борис Колесников и Андрей Клюев, ранее соревновавшиеся за лидерство в избирательном штабе партии. В следующий понедельник они попробуют наказать лидеров группы "РоссУкрЭнерго" за неудачное голосование.
Одним из депутатов-"регионалов", публично критикующем Левочкина и Бойко, является Василий Грицак, 47 лет. Он приглашает на разговор в комитеты Верховной Рады. На входе встречаемся с лидером коммунистов Петром Симоненко. Он мило улыбается и просит девушек пропустить его. Кабинет Грицака — на седьмом этаже, через окно виден Кабинет Министров.
Что происходит в Партии регионов: месяц назад собирались исключить вас, а теперь Сергея Левочкина и Юрия Бойко?
— В партии всегда было спокойно. Спорные вопросы не выносили извне, хотя бурно обсуждали внутри. Не было ни единого конфликта или скандала.
Когда Виктор Янукович был премьер-министром, мы могли к нему или к кому-нибудь из министров зайти на прием. Были и региональные вопросы, и партийные, и личные. Я тоже ходил к Януковичу и просил, чтобы восстановили в органах внутренних дел моего брата на основании решения суда. Он помог. Но в октябре 2006 года руководителем аппарата премьера стал Сергей Левочкин. О нем наш коллега Борис Колесников сказал, что тот "из ползунков попал в помощники президента Кучмы".
Как он смог в 28 лет занять такую должность и проработать на ней четыре года — до конца полномочий Леонида Кучмы?
— У него был влиятельный отец в системе милиции. Имел беспрекословный авторитет. И это нормально, что отец протолкнул сына. Но сын научился по-разному подносить документы, — Грицак показывает лист развернутым, а после складывает. — Он мог показать, что написано только с одной стороны. Благодаря ему некоторые документы не попадали по назначению. Левочкин не пользовался уважением среди работников администрации Кучмы. Он плел серьезные интриги при дворе президента, талантлив в этом.
Так-вот, в 2006 году он, образно говоря, поставил пропускную рамку при входе на этаж к премьер-министру. Много заслуженных людей, таких как Звягильский, Скудар, Ландик, не могли пройти к Януковичу. Их Левочкин или не пускал, или отодвигал в конец очереди. После того как я отказался ему прислуживать, он категорически меня не пускал. Уже тогда он серьезно задумался, как можно будет на досрочных выборах провести в парламент своих людей. И сделал это. Сегодня у него достаточная поддержка. 72 народных депутата, бывших в предыдущем созыве, в следующее не попали из-за Левочкина. Он впервые начал собирать компромат на народных депутатов. Мол, этот верный, этот — нет, а этот принадлежит к группе риска.
Разве Янукович это не контролировал?
— У него проходили тогда очень тяжелые переговоры то с президентом, то с парламентом, с утра до ночи заседал Кабмин. Янукович так истощался, работая, что ему было не до этого. Левочкин умело такой ситуацией пользовался. Когда видел, что лидер в хорошем рабочем настроении, не шел к нему. А когда Янукович был "никаким", то Левочкин подсовывал разные бумажки.
Простите, это сопляк по сравнению со мной
Этот человек перешел предел нормальных отношений с депутатами. Он начал руководить так, что нас всех прорвало. Одни имеют право ходить на каналы, другие не имеют права давать интервью, внедрено распределение округов. "Я сказал", "Я решил", "Однозначно будет так" — это его манера общения с коллегами. Простите, это сопляк по сравнению с заслуженными и авторитетными депутатами фракции, в том числе со мной. Он в жизни ничего не сделал, чтобы оставить след.
Как же вы попали в списки, если его критиковали?
— В конечном варианте списки утверждали коллегиально. Он отступил.
Теперь у вас есть доступ к Виктору Януковичу?
— Левочкин до сих пор не подпускает. Януковичу его порекомендовали бизнесмены, в частности из окружения совладельца "РоссУкрЭнерго" Дмитрия Фирташа.
Согласится ли Янукович на исключение Левочкина из партии?
— Это экзамен для лидера партии. Мы увидим, есть ли справедливость.
Наказание Левочкина и Бойко инициировал бывший вице-премьер Андрей Клюев?
— Да. Но настроение депутатов созревало уже давно. В частных разговорах все говорят, что Левочкину не место в Партии регионов. Он не имел отношения к ее созданию. Просто использовал партию для своих целей. По каким заслугам стала народным депутатом его сестра Юлия Новикова?
Как Левочкин себя вел на заседании, когда посыпались обвинения в его адрес?
— Все думали, что он боец. А он не только поплыл, он потек. Сидел мокрый, растерянный и не знал, что сказать с трибуны. Бойко говорил некстати, но нормально. После выступления Клюева фракция взорвалась аплодисментами. Такого никогда не было.
Как отреагировал Янукович?
— Он тоже не ожидал такого развития событий. Когда Клюев докладывал о плохой явке депутатов на заседание, Янукович сказал: "Называй виновных". Он и не думал, что среди других будут фамилии Левочкина и Бойко. Понял, что нежелательно становиться на защиту первого после аплодисментов.
Что потеряет Партия регионов, если Левочкин уйдет?
— Кто за ним стоит? Никто. За Звягильским стоят люди, за Ландиком — тоже. Работники их заводов, но одновременно это избиратели. Консорциум "ЕДАПС", на котором работает почти пяти тысяч человек, — это также избиратели. Те, кто по моей просьбе голосовали за Партию регионов. Я ездил в коллектив, выступал перед ними. Пусть Левочкин скажет, куда он ездил и какой трудовой коллектив сегодня может его поддержать. Если принести чемодан с деньгами и раздать людям — это один вопрос. А я могу ехать без денег. Меня хорошо знают на Киевщине.
Во время разговора депутату звонят свыше десяти раз. Некоторые звонки сбрасывает. Когда звонят с приемной председателя комитета " бютовца" Виктора Швеца, Грицак просит прервать интервью и идет к нему. Возвращается через 20 мин.
Из крымской организации Партии регионов исключили премьера автономии и мэра Симферополя. Партия трещит по швам?
— Нет. У руководства не хватает воли навести порядок. В первую очередь в себе. Партию нужно очистить от интриг.
Ранее ваши однопартийцы говорили, что Ахметов перестал финансировать партию, а его место заняла группа депутатов от "РоссУкрЭнерго"...
— Я четкой информацией относительно финансирования партии не владею. Но допускаю, что 90 процентов дает Ринат Ахметов. Ну и 10 — все остальные.
Кто предложил требовать отчета правительства, чтобы его отставить?
— Тот, кто был инициатором вопроса об отставке правительства, но не имел достаточно голосов, провокатор. Ему не место в партии. За такие ошибки во времена Второй мировой войны командующего армии в лучшем случае смещали с должности, а то и расстреливали. Наши времена отличаются от тогдашних. Инициатором этой схемы с отставкой был Левочкин. Он унизил Партию регионов.
Теперь фактически у правительства есть карт-бланш до начала новой сессии — 1 сентября. Я принципиально не голосовал за отставку правительства Тимошенко. Для того, чтобы это делать, нужно иметь отработанный план действий. Ничего нет. А должна быть заранее договоренность о создании новой коалиции. Например, с Блоком Юлии Тимошенко. Другую эффективную конфигурацию в нынешней кризисной ситуации создать невозможно. Я за такую коалицию. Потому что нельзя воевать с собственным народом.
На стенах кабинета развешены семейные фотографии с 28-летней женой и взрослой дочерью от первого брака. Также фото внучки Анны. Замечаем, что у депутата красивая жена.
— С тарушка, — шутит по поводу ее возраста Грицак.
1961, 17 февраля — Василий Грицак родился в селе Горыньград на Ровненщине
1986 — окончил Украинский институт инженеров водного хозяйства
1992 — помощник начальника УМВД Украины в Харьковской области
2001 — начальник Департамента ресурсного обеспечения МВД Украины в Киеве
2006, 2007 — народный депутат от Партии регионов
Женат, имеет дочь и сына
Комментарии
2