В январе более 120 общественных организаций области создали Комитет Майдана Львовщины. Политтехнолог, общественный активист Роман Матис, 36 лет, стал его координатором. 7 октября предложил кандидатам в народные депутаты подписать Декларацию о публичных обязательствах. Дал им неделю, до 14 октября. Будущий нардеп должен обязаться не использовать черный пиар, а затем постоянно отчитываться перед общинами избирательного округа о реализации своей программы. А в случае невыполнения обязательств — сложить мандат депутата Верховной Рады.
С Романом Матисом встречаемся вечером в центре Львова возле памятника композитору Владимиру Ивасюку. Разговариваем в кофейне неподалеку.
Будут ли соблюдать декларацию кандидаты? Кто это будет контролировать?
— Подписать декларацию — это вопрос честности и чести для львовских политиков. Это сделали уже 18 выдвиженцев. Сейчас невозможно отозвать депутата, который не выполняет свои обязательства, программу. А те, кто пройдет, должны такой механизм наработать. Это одно из заданий для тех, кто попадет в Верховную Раду.
Что во Львове кандидаты в депутаты обещают избирателям?
— Такое впечатление, что на этих выборах отрабатывается общая теория популизма. Пишут в своих программах об абстрактных вещах. Нужна децентрализация — нате вам, нужна неприкосновенность депутатов — обещаю. И еще открытые списки в придачу. А где реальные вещи, которые можно воплотить в жизнь? Обещания построить дорогу, отремонтировать церковь или построить детскую площадку нужно воспринимать как элемент подкупа. Потому что народный депутат может только отстаивать права общины. Если у Львовавтодора нет денег на дорогу, то депутат может лечь крестом посреди нее, но ничего не сделает. Умные люди не должны вестись на такие обещания.
Кто спекулирует темами Майдана и войны?
— В каждой партии есть свой комбат, в каждом округе — атовец, майдановец. Для думающего избирателя был или не был кандидат на Майдане — не аргумент. Но для недумающего майдановец — свой, можно голосовать.
Чем особенны эти парламентские выборы?
— Новые лица. Открываю списки партий и вижу знакомых: о, с тем на акции протеста были, с тем на Майдан вещи возили, а эту уже давно знаю. Есть и проблема: многие кандидаты поверили, что традиционную предвыборную программу можно заменить активностью в соцсетях. Но в действительности наибольшее влияние на избирателя имеют телевидение и пресса.
Почему на мажоритарных округах Львова нет сильных политиков?
— Есть даже округа, в которых нет конкуренции. Например, 118-й, в котором баллотируется бизнесмен Богдан Дубневич. Впервые за историю его многочисленных выдвижений у него нет реальных конкурентов. На прошлых выборах его обскакал "свободовец" Юрий Михальчишин. Сейчас у Дубневича наивысшие шансы.
Самая ожесточенная борьба будет в 116-ом округе между Ириной Фарион и чиновницей горсовета Ириной Подоляк (начальник управления культуры Львовского горсовета. — "ГПУ"). Еще и самовыдвиженец Олег Радик из Экономического бойкотного движения может иметь шансы.
В 117-ом округе — это почти центр города — представитель "Народного фронта" Роман Брезицкий будет против Оксаны Юринец из "Блока Петра Порошенко".
В 115-ом противостояние будет между Иваном Васюником (вице-премьер в правительстве Юлии Тимошенко. — "ГПУ") и Дмитрием Добродомовым (телеведущий и гендиректор телекомпании ZIK. — "ГПУ").
Как с фактами подкупа избирателей во время этой кампании?
— Могут быть, но перед самыми выборами. Страна в ужасном состоянии, малообеспеченные и пенсионеры не побрезгуют продуктовыми наборами и вознаграждениями. Но галичане отличаются тем, что взятку могут брать, но голосовать будут по совести.














Комментарии