"Я давно на пенсию пошла бы, но односельчане не пускают. Говорят: "Если вас в клубе не будет, село замрет", — говорит 71-летняя Екатерина Стецив, мать народного депутата от Партии регионов Анны Герман.
Екатерина Григорьевна живет в селе Колодрубы Николаевского района на Львовщине. 52 года заведует сельским клубом. Ее кабинет на первом этаже бывшей колхозной конторы, рядом с актовым залом.
Катерина Стецив ведет кружки рукоделия, вокальный, театральный.
— Больше всего люблю собирать народные песни. Когда моложе была, все окружающие села обходила. Записываю их в альбом для фотографий, — листает разрисованные цветами страницы.
Приглашает домой. Женщина живет одна в небольшом деревянном доме, обложенном шифером.
— Я сюда за невестку пришла, — говорит она. — Через дорогу есть земельный участок. Дочки хотят построить на нем дачу — одну на всех. А мне и этого домика хватит.
На стенах, облицованных вагонкой, висят картины с розами, образа в рушниках. Подоконники застелены лесным мхом и бессмертниками — чтобы через окна не попадали влага и холод. Над сервантом — три портрета старшей дочки Анны.
— Ганю я реже всего вижу. Приезжает на большие праздники, на мой день рождения и на Катерины. Летом, когда у нее отпуск, наряжается в широкую юбку и босая гонит корову пасти, — улыбается женщина. — Говорит, в Киеве должна всегда прилично выглядеть, а тут можно собой быть. Муж Сергей, дети — Николай и Ромчик — всегда с ней. Николаю 26. В прошлом году он женился на киевлянке Валентине. Скоро сделают меня прабабкой. А Ромчик в 9-ом классе учится.
У Катерины Стецив есть еще две дочки — 45-летняя Люба и Люся, 38 лет. Они с семьями живут во Львове. Любовь Бокало воспитывает двух синовей — 24-летнего Олега и Тараса, 18 лет. Она — учительница русского языка и литературы. У Люси Юзич 18-летний сын Григорий и дочка Дарья, 5 лет. Она, как и Анна, окончила факультет журналистики Львовского университета. Мужья обеих женщин занимаются бизнесом, имеют собственные фирмы.
Хозяйка приносит из кухни голубцы, бульйон, холодец и "Оливье". Из серванта достает шампанское.
— Ешьте, деточки, вы же с дороги, голодные, — приглашает к столу.
Когда Екатерине Григорьевне было 33 года, она осталась вдовой с тремя детьми. Ее муж Николай умер от инфаркта. Анне тогда было 14 лет, Любе — 11, Люсе — 4.
— Он в Пустомитах на сельхозтехнике трактористом работал. Что-то там поругался по работе. Видно, взял себе то сильно к сердцу, — вздыхает хозяйка. — Мечтал в университете учиться. Но не мог, потому что в молодые годы служил в УПА. Очень аккуратный был. В его тракторе белые занавески висели. А руки и одежда чистыми были, как будто не тракторист, а инженер. Дети его любили. Я даже ревновала — казалось, что любят его больше, чем меня.
Сознается, что тяжело перенесла смерть мужа.
— Год ни песен, ни веселой болтовни слушать не могла, — вспоминает. — Закрывалась в кабинете и писала стихи о своей грустной судьбе. Ганя тоже переживала. После похорон возле отцовой фотографии в альбоме написала: "Когда умирает одна половина, дети теряют половину жизни". Она видела, что я сама не своя хожу — боялась, что и меня потерять может. Как-то проснулась среди ночи и увидела, что я плачу. В селе тогда из-за поло мки света не было. Она зажгла свечу и до утра читала мне книжки.
Для единственного сына они хотели богатую невесту. Но меня хорошо приняли
Катерина и Николай выросли в одном селе. Отец Катерины Григорий возглавлял бригаду строителей в колхозе, а мама была свинаркой. Кроме Катерины, в семье было шестеро детей.
— А Стецивы были богачами, — говорит хозяйка. — Свекор Петр имел много поля, в церкви прислуживал, был начитанный. Свекровь Теодозия — портниха, все село обшивала. Для единственного сына они хотели богатую невесту. Но меня хорошо приняли. Свекровь моих дочек выняньчила. Одной ногой шила на машинке, а второй детей качала. Когда девочки засыпали, бежала в лес дрова собирать и печь топила.
Катерина вышла замуж в 18 лет. Родила двух первенцев-близнецов — Володю и Олега. Володя появился на свет хилым и умер через два месяца. Через семь месяцев не стало и его брата.
— Олежик рос здоровым мальчиком, — грустнеет женщина. — Когда было 9 месяцев, заболел воспалением легких. В амбулатории лекарств не было. У ребенка 41 температура, а фельдшерица ему горчичники ставила.
Через два года родилась Анна.
— Я хотела ее Галей назвать. А кумы пришли из церкви и сказали, что священник окрестил ребенка Анной, — рассказывает. — Но я и в селе ее доныне Галей зовем.
Когда мужчина Катерины умер, смотреть детей помогала свекровь.
— Я всего 70 рублей зарабатывала. Приходилось и поле обрабатывать, и хозяйство держать — корову, свинью. Когда дети в институты пошли учиться, еще труднее стало. Им на дорогу и на книжки нужно было дать. Ганя сама-самехонька себе дорогу в жизни пробила. Вбила себе в голову, что на журналистику в институт поступит, и таки своего добилась. Каждый вечер залезет на печь с лампой и читает. Я уже ссорилась с ней, чтобы глаз не портила, — вспоминает женщина.
Показывает фотографии с детьми и внуками.
— Бог одарил на старость добрыми деточками, — говорит. — Дочки как поприезжают, навезут всего — негде девать. Я жалею, что не уговорила какую-то остаться возле меня. Не было времени на детей, то хоть бы внуков нянчила.
1936, 3 ноября — Катерина Ганущак родилась в с. Колодрубы Николаевского р-на Львовщины в семье бригадира
1954 — вышла замуж за тракториста Петра Стецива
1956 — заведует Колодрубовским клубом
1957 — похоронила сыновей-близнецов Владимира и Олега
1959 — родила Анну, через 3 года — Любу, через 7 — Люсю
1965 — закончила культурно-просветительское училище в Самборе
1970 — похоронила мужа
2005 — награждена орденом Кабмина за заслуги в культурно-просветительной работе
2006, 2007 — дочка Анна становится нардепом от Партии регионов
Комментарии