— Рудьковский за голос обещал по две тысячи долларов, — говорит один из делегатов ХVII съезда Соцпартии.
— Да не верю. Но я бы не отказался! — отвечает другой.
Делегаты в воскресенье утром собираются в зале Киевской облгосадминистрации. Рассматривают единственный вопрос — избрание главы партии. Кандидатов двое — почетный председатель СПУ Александр Мороз и первый секретарь политсовета Николай Рудьковский. Теперешний лидер партии Василий Цушко подал в отставку. Хочет сосредоточиться на работе в Антимонопольном комитете, объяснил.
— Всех с Маковеем! — здоровается с делегатами 67-летний Александр Мороз. Мужчинам жмет руки, целует женщин в щеку.
— Сан Саныч, почему меня, члена Центрального контрольного комитета, не пускают на съезд? По уставу, я имею право быть на всех собраниях партии, — говорит в холле возле стола регистрации 71-летний Леонид Чудовский из Ровенщины. Рядом стоят еще девять человек. Охранники не пропускают их, потому что фамилий нет в списке делегатов.
— Это решение политисполкома, — отвечает Мороз. — Мы решили сделать съезд закрытым.
Поднимается на второй этаж по малиновой дорожке, которой застелена лестница. А десять социалистов остаются внизу в холле. Будут стоять там до вечера.
— Вот такая демократия от Цушко, — вздыхает Чудовский, кричит главе партии, который бежит по лестнице наверх: — Василий Петрович, на каком основании нас так унизили?
— Решение съезда, — на ходу громко отвечает Василий Цушко, 48 лет.
— Вы видите, как этот бригадир с нами разговаривает? — поворачивается Чудовский к однопартийцам.
— Заигрался Цушко с теми "Регионами", — говорит 56-летняя Мария Мелещук из Киева. — Все чаще под их дудку танцует. Жалко, если станем бизнес-проектом. А так и будет, если Рудьковского изберут. Неужели наши социалисты в областях не разберутся, что он продался власти?
Журналистов в зал пропускают в 15.00, когда начинается подсчет голосов. Глава счетной комиссии Валерий Кузнецов по одному перебирает бюллетени и объявляет фамилии. Передает листы двум членам комиссии, которые стоят возле него. Недействительные откладывает.
— На стол, на стол кладите. Не надо в руках держать, — говорит 43-летний Николай Рудьковский, который стоит у двери.
— Садитесь, Николай, — предлагает ему одна из делегаток.
— А вы думаете, я упаду? Но здесь и правда можно сознание потерять.
Садится в кресло, закидывает ногу на ногу и машет одной. Складывает ладони и хрустит пальцами.
— Я больше в таком не участвую, — заявляет. — Надо же, без ножа по миллиметру режут.
Через полчаса объявляют результаты: 175 голосов за Мороза, 160 — за Рудьковского, шесть бюллетеней недействительны.
Рудьковский подходит к Морозу, жмет ему руку и быстро выходит из зала. Говорить отказывается.
— Сколько ему лет? Он так "экает", как Брежнев в худшие годы, — говорят о Морозе члены Черниговской делегации, которые поддерживали Рудьковского. — Так и будет до 100 лет сидеть. Если теперь снова взял власть, то уже никому не отдаст.
Сторонники Мороза обнимаются. Новоизбранный глава с улыбкой принимает поздравления.
— Я ожидал такого результата, — рассказывает журналистам. — Буду заниматься в первую очередь кадрами в партии. Проведем ротации в интересах молодых активистов. Первым заместителем станет Валентина Семенюк-Самсоненко. Николай Рудьковский может оставаться в Политсовете, но заместителем не будет. Его ситуация как бизнесмена очень зависит от власти. А так не должно быть. Моей главной задачей будет объединение левых сил, которые в оппозиции к власти, и подготовка к парламентским выборам.
Мороз председательствовал в Соцпартии 19 лет — с 1991-го по 2010 год. Сложил полномочия главы СПУ после того, как на последних выборах президента Украины набрал 0,38% голосов.
Комментарии