
Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций 38-летний Алексей Голобуцкий на встречу опаздывает на 17 мин. Приезжает в столичный ресторан "Текила Хаус" с водителем. Тот полтора часа ждет в машине – потом надо ехать на телеэфир.
- Дайте, пожалуйста, безалкогольную "Маргариту" с клубникой, - просит Алексей официантку и переходит на украинский. - После избрания Порошенко все ожидали, что закончится война. Но надо быть реалистами - быстро это не удастся. Это зависит от Путина.
Каким языком говорить с российским президентом?
- Это глобальная игра, в которой Украина – не самостоятельный участник. Мы очень зависим от поддержки Запада. Это наша единственная международная защита, пока не вошли в полноценную войну с Россией. Если она начнется, это будет исключительно наша проблема. Сейчас еще есть возможности решить ситуацию почти мирным путем.
Мы делаем те же ошибки, что и молодые государства, которые впервые сталкиваются с терроризмом. Израиль тоже долго шел к пониманию, что нельзя договариваться с террористами. На это ушли все 1950-е. Мы пока что так глобально с этим не столкнулись, потому что в Украине нет ни этнического, ни религиозного противостояния.
Громко гудит блендер - это делают "Маргариту".
Чего ожидать дальше?
- Понятно, что Путин не оставит нас в покое. Первый и самый легкий вариант: будет поддерживать пророссийские партии в мирной обстановке, накачивать Донецкую и Луганскую области деньгами, создавать автономную республику в составе Украины. Тогда всегда будет иметь шесть миллионов электората - базу для таких пророссийских сил, как коммунисты, Партия регионов. Они будут владеть золотой акцией при принятии решений в общенациональном масштабе.
При каких обстоятельствах Путин будет использовать эту золотую акцию?
- При внесении изменений в Конституцию, при вступлении в Евросоюз, НАТО.
Второй вариант - полномасштабная война. Надеюсь, Путин на это не пойдет.
И есть средний вариант, когда Москва будет продолжать посылать на Донбасс боевиков, оружие, расшатывать ситуацию. Стремиться показать, что Украина не будет иметь успеха без России. Это - бедная страна, которая погрязла в гражданской войне.
Что включает программа-максимум Путина?
- Превратить Украину в буферную зону между Россией и Европой. Под полным контролем Москвы. Европейцам может надоесть заниматься нашими проблемами, давать деньги. Есть вероятность, что США продолжат и дальше давить на Европу, Россия будет финансировать боевиков, а Европа не будет вводить относительно России санкции третьего уровня. Европейцы хотят иметь дешевый газ, нормальные отношения с Москвой. Поэтому если Путин поклянется, что Украина - последняя сфера его интересов, нас могут оставить один на один с Россией.
Как Порошенко решить эту ситуацию?
- Если сказал, что Украина - неделимая, то стоять на этой позиции. С 27 июня есть Соглашение об ассоциации. Частично можем делить проблемы с ЕС. Европейцы должны предложить нам экономическую поддержку. Надо быть хитрее: покупать там людей, уговаривать, шантажировать.
Почему не видим четкой позиции богатого донбассовца Рината Ахметова?
- Потворствуя сепаратистам, он пытался говорить с Киевом с позиции силы. Говорят, требовал конкретные суммы дотаций на Донбасс, автономию региона. Хотел выжать максимум из ситуации. Но поднял такие процессы в регионе, которыми не способен управлять. Ахметов стал заложником своих интриг.
Какое у него будущее в Украине?
- Пока будут деньги - будет будущее.
Как бороться с олигархами?
- Демонополизировать страну и создать условия, при которых все будут иметь равные возможности. Вариант пересажать или перестрелять - не подходит.
Порошенко пойдет на демонополизацию и наработку правил игры для самых богатых?
- У него нет выбора. Он берет деньги на Западе, а там не поймут изменение уголовно-олигархического режима на олигархически-военный. Когда олигархи со своими отрядами, что получают военный опыт на Донбассе, будут решать свои вопросы по всей Украине.
Когда нужно начать заниматься олигархами?
- Уже сейчас. Собрать круглый стол и сказать, что живем в новой стране. Что начинаем все с нуля. Тот, кто будет нарушать правила, должен будет покинуть страну. Сейчас происходит героизация и мифологизация, что может плохо закончиться. Восхваляют Коломойского (миллиардер и председатель Днепропетровской облгосадминистрации. - "ГПУ"), рассказывают, какой он герой. А что дальше? Теперь у нас президент - олигарх, губернатор крупнейшей области - олигарх. Это является показателем того, что, по сути, в стране очень мало что меняется.
В 1991 году мы ни капли крови не заплатили за независимость. Сейчас платим. Чтобы каждый украинец, наконец, почувствовал себя украинцем.
Примирение с Россией продлится десятилетия?
- Его вообще может никогда не быть. Оно наступит, если Россия превратится в цивилизованную демократическую страну.
Как дальше строить отношения с Москвой?
- Сейчас ситуация двоякая. Мы постоянно требуем от Запада: вводите санкции в отношении России. А сами не порвали с ней дипломатических отношений, торгуемся за газ. Американцы и европейцы влезли в Косово и Сербию тогда, когда начались этнические чистки - людей убивали тысячами. По-серьезному за Украину они возьмутся только тогда, когда здесь будет что-то подобное.
В Европе много политиков, которые занимают если не пророссийскую позицию, то нейтральную. Украина для них - ничто. А Россия - страна, у которой можно выторговать дешевый газ, не жалеет денег для маленьких государств - таких как Австрия. У них нет общей границы с Россией. Поэтому от Москвы они видят только позитив.
Один из вызовов, которые стоят перед президентом, - досрочные перевыборы Верховной Рады. Как их добиться?
- С одной стороны, война и возможное непроведение выборов на Донбассе. С другой - пока не вернем хотя бы какое-то доверие к законодательной власти, ничего не построим. 70 процентов населения требуют перевыборов. Надо убеждать, собирать митинги, давить на каждого депутата. Пикетировать их дома.
Порошенко следует придерживаться договоренностей с Виталием Кличко и идти вместе на выборы в Верховную Раду или отдельно?
- Они пойдут отдельно. Порошенко не выгодно идти вместе. Разделить список 50 на 50 и потом зависеть от прихотей партнеров? Лучше иметь свою политическую силу. Я видел результаты последних социологических опросов. "Солидарность" никто не знает. Но если будет звучать, что это - партия Порошенко, она возьмет до 20 процентов. При условии, что выборы состоятся до конца года. Кличко может набрать процентов 15. Тимошенко - от 10 до 15. Порошенко будет из чего создавать пропрезидентское большинство.
Как быть с новой Конституцией?
- Желательно принять как можно скорее, потому что это станет еще одним поводом для обращения к Донбассу. Мол, даже Основной закон под вас подстроили. Но есть вопрос: стоит ли разрешать принимать Конституцию этому парламенту, который полностью дискредитирован? Может быть так, что начнет изменения этот Рада, а примет - следующая.
106 килограммов весит Алексей Голобуцкий. Говорит, надо похудеть до 100. Ходит в спортзал два-три раза в неделю.
Ел суп из свиного желудка
Алексей Голобуцкий 13 лет не был во Львове. Учился там в университете им. Франко на историка. Называет его любимым городом после Киева. Собирается поехать туда этим летом.
Родился в Киеве. Возглавлял молодежную организацию Украинской республиканской партии Левка Лукьяненко. 12 лет назад вместе с политологом Виталием Балой создали Агентство моделирования ситуаций. Сотрудничали со штабом Юлии Тимошенко. В прошлом году консультировали оппозиционного кандидата в президенты Грузии Давида Бакрадзе.
Бойкотирует российские товары.
- Хотя недавно меня поймали на том, что сигареты "Собрание" - российские, - говорит. - Думал перейти на другие. Но уже стоит бросить курить.
Любит читать исторические статьи, путешествовать. Больше всего понравилось в Бейруте - столице Ливана и итальянском Риме. В Болгарии ел суп из свиного желудка. На Шри-Ланке - фрукт дуриан, вкус которого сравнивает со смесью сельди и сыра с плесенью.
Жена Анна в этом году баллотировалась в Киевсовет в округе № 39. За нее проголосовали 350 избирателей. Проиграла "ударовцу" Валентину Мондриевскому.
Супруги воспитывают дочь Викторию от первого брака Анны.
Комментарии