— До сих пор не могу поверить в смерть своего ребенка. Если бы не халатность врачей, она была бы живой, — говорит 38-летняя Наталия Фендак из города Долина на Ивано-Франковщине. Плачет в трубку.
2 октября Наталия похоронила дочь Андриану Бордун, 17 лет. За сутки до смерти та родила девочку. Кесарево сечение делали в Долинской районной больнице.
— Андриана попала в больницу 29 сентября около одиннадцати ночи, — рассказывает 19-летняя Анна Кецмур. Ее сестра Татьяна, 17 лет, была лучшей подружкой покойной. — Тогда почувствовала, что ребенок не двигается. Дежурный врач сделал УЗИ и сказал: "Ребенок запутался в пуповине. Нужно делать кесарево сечение. Не даю гарантий, что ребенок родится живым".
Беременность у нее проходила без осложнений, — говорит Анна. — Регулярно ходила на осмотры, выполняла все рекомендации медиков. Дочь родилась здоровой. До двух ночи Андриана отходила от наркоза. Ей кололи витамины и препараты для повышения иммунитета. В палате с ней постоянно была бабушка. Мужа не пустили, ждал в коридоре.
У Андрианы начались сильные боли в животе. Все время кричала. Бабка побежала искать старшую медсестру. Нашла минут через 40. У роженицы началось внутреннее кровотечение. Медсестра ничего не сделала. Сказала: "Такое состояние нормально для каждой женщины после кесаревого сечения".
— В три ночи ее осмотрел дежурный врач, — вспоминает Анна. — Влили 600 миллилитров крови. Началась аллергическая реакция. Андриану трясло, температура поднялась до 40 градусов. Врач говорил, чтобы ожидали. Бабушка настояла, чтобы внучку везли в областную больницу. "Скорую" ждали до восьми утра. Когда везли во Франковск, в машину не позволили сесть никому из родственников. Они поехали следом на такси.
В областной больнице роженицу положили в реанимацию. Сделали операцию.
— Когда врач осмотрел Андриану, сказал: "Еще не видел женщину после родов в таком состоянии. Нельзя было накладывать ей такие большие швы. Они разошлись. Кроме внутреннего кровотечения, началось и внешнее. Нужно было привезти ее к нам раньше", — рассказывает Анна. — Кровь для нее сдавали родственники и все медсестры, которые тогда дежурили. Андриане не становилось лучше. Врач вызвал к себе ее мужа и сказал: "У вашей жены начали отказывать органы. Есть лишь 20 процентов, что она выживет". Сначала у нее отказали почки, потом печень и легкие. Последние часы жизни Андриана была подключена к аппарату искусственного дыхания. Ночью умерла.
Андриану Бордун похоронили в Долине. На похороны пришло 7 тыс. людей.
— Она забеременела в 11-ом классе. Из-за этого никуда не поступала, — рассказывает Анна. — Говорила: "После родов год посижу с ребенком и поступлю на заочное отделение". Мечтала стать психологом. Много знакомых советовали сделать аборт. Не слушала их. Говорила, что это — большой грех. Поддержал ее в этом и отец ребенка. После вести о беременности Валера предложил пожениться. Они встречались полтора года. Валера работает в Долине на нефтяной фирме. Материальных проблем у семьи не было. Мама Валеры и бабушка Андрианы живут в Италии. После свадьбы купили детям квартиру.
Против врачей Долинского медзаведения открыли уголовное осуществление. В Ивано-Франковске сделали патологоанатомическую экспертизу, но ее результаты родственникам не сообщают. В больнице от комментариев отказываются.
Попросила назвать дочь Анастасией
Дочь Андрианы Бордун назвали Анастасией. Таким было последнее желание роженицы.
— Когда она отошла после кесаревого сечения, сказала: "Дочку мою назовите Анастасией. Я очень хочу", — рассказывает Анна Кецмур. — Девочку к себе забрала мама Андрианы. Переехала в квартиру, где раньше ее дочь жила с мужем. Валера трудно переживает смерть жены. Постоянно плачет и пересматривает фотографии. 6 октября ему исполнилось 23 года. За несколько дней до смерти Андриана говорила: "Мечтаю родить ребенка в день рождения мужа. Это будет для него лучший подарок".
Комментарии