
- Своих родственников обрабатывал еще с детства. Рассказывал, как все обстоит на самом деле. Когда родители начинали что-то доказывать, говорил: "Вы прочитали это в книжке. Нужно научиться думать самостоятельно", — говорит художник 37-летний Антон Мирзин из российской Перми. 16 февраля он получил политическое убежище в Украине.
Антон назначает встречу у стелы Независимости на столичном Майдане. Приходит в светлых джинсах и темной куртке. Вытягивает из ушей наушники, снимает черные очки. В Украину убежал в декабре 2014-го.
- Тогда арт-директор киевского центра современного искусства М17 Елизавета Бельская предложила мне принять участие в выставке плакатов, — рассказывает художник. Плакатами занимается с 2007-го. — Мои работы всегда были достаточно острыми. Но лишь несколько раз получал частные угрозы.
Когда началась военная агрессия России против Украины, не мог оставаться в стороне. Стал делать антипутинские и проукраинские плакаты. Этот конфликт — цивилизационный, а не просто между двумя странами.
Заходим в кафе в подземном торговом центре "Глобус". Антон снимает шапку. Перед стеклянным лифтом поправляет светлые волосы. У него голубые глаза.
- Во время выставки я был в Перми, — продолжает за столиком. Заказывает большую чашку кофе лате. — Закончилась она 5 декабря. На следующий день на российских каналах показали обо мне негативный сюжет. Называли русофобом, обещали наказать. Интуиция подсказала, что нужно убегать из страны. 7 декабря был уже в Киеве. Вещи собрал в два чемодана. Забрал ноутбук с плакатами. Всю информацию на стационарном компьютере уничтожил.
Через день депутат Госдумы Александр Хинштейн направил запрос в прокуратуру Пермского края. Против меня возбудили уголовное дело по статье "Публичные призывы к совершению экстремистской деятельности". Она предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. В реальности же в тюрьме со мной мог случиться смертельный "несчастный случай".
Тогда же начали приходить эсэмэски и звонки с угрозой. Ответил лишь на один с московского номера. Мужской голос спросил, мои ¬ли это плакаты показывали в Киеве. Когда начал угрожать, я отключился. За несколько часов имел больше 300 эсэмэсок — обещали меня найти и убить. С каждым днем угроз становилось меньше. В настоящий момент пишут изредка.
После возбуждения уголовного дела родителей вызывали на допрос, в квартире провели обыск. Стационарный компьютер изъяли как вещественное доказательство.
Мужчина вытягивает из сумки удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите.
- В миграционную службу Украины подал документы 11 месяцев тому назад. Официально дело с политическим убежищем должны были бы решить за полгода. Но мои документы перебрасывали из одного учреждения в другое. О взятке никто ничего не говорил. Но сам факт длительного рассмотрения обращения поощряет к таким действиям. Когда пригласили на третье собеседование, взял с собой телевизионщиков и адвоката. Час все бегали и пытались нас выдворить. Этот визит ускорил рассмотрение моего дела.
В России у Антона остались родители, сестра и племянники.
- Здесь ни разу не возникали конфликты из-за того, что я россиянин, — говорит мужчина. — Имел уже несколько выставок по всей Украине. Однако за¬рабатывать творчеством не выходят. Выжить помогают небезразличные люди.
Мирзин посматривает на часы. Объясняет — должен бежать на встречу.
Нарисовал две тысячи плакатов
Антон Мирзин имеет профессию инженера-эколога. Работал на электростанции. Рисует с детства.
- Впоследствии понял, что искусство ради искусства — бред, — говорит Антон. — Искусство — это оружие. Оно не должно оставаться в стороне, когда разгораются конфликты. Начал создавать плакаты. Делаю их на компьютере. Свое авторство не указываю. Это не важно. Значение имеет только результат.
За восемь лет Антон создал 2 тыс. плакатов.
Распространял через социальные сети. Ни разу не пытался показать их в России. Там это сделать нереально. Хорошо знают, что искусство — инст¬румент массового влияния. Показывают только тех, кто устраивает власть.
Комментарии