
На встречу Степан Бандера, 36 лет, пришел в оговоренное время. Серый пуловер на молнии, ношеные джинсы. Улыбается, пожимает руку. Предлагает пойти в кафе "Барабан". В руке держит желтый пакет с надписью "Дом кофе". Степан — внук легендарного деятеля ОУН Степана Бандеры.
Заявления, будто деятельность ОУН-УПА осуждена Нюрнбергским процессом, считает фальсификацией.
— Но я благодарен коммунистам. Потому что подняли тему. В материалах Нюрнбергского процесса есть больше правды о деятельности ОУН-УПА, чем Украина знает. Потому что в Украине, во времена Союза, были доступны только 7 томов. А их 42. Деда, конечно, я не застал, — говорит. — Только семейные воспоминания. Чрезмерного внимания со стороны канадцев не ощущал. Рос обычным ребенком: играл в футбол, х окей. Члены диаспоры тоже меня не выделяли. Разве что иногда кивали вслед.
Образ деда висел над тобой?
— Средневековыми категориями люди мыслят: ты также должен быть проводником. Но я генетически только на четверть тот Степан Бандеры. Да и времена несколько иные. Хотя назвали меня в честь деда.
А как на тебя реагировали в Украине?
— Помню, как в сентябре 91-го польские пограничники перешептывались, — Степан, размешав сливки, отпил кофе. Отгоняет рукой чужой сигаретный дым. — А когда прилетел в аэропорт "Борисполь", то называл фамилию матери, она из рода Федорий. Пограничник, такая милая женщина спрашивает: "О! Ваши родственники из Украины?" Я говорю: нет-нет. Потому что отец родился в Германии, а мать в Бельгии. Она тогда спрашивает: "А де д?" Ну, я сказал...
Говорит, придется разъяснять написание фамилии кассирам на вокзалах.
— Я, говорю, — не Остап Бендер! — снимает свитер, кладет рядом с пакетом. — И не Бендера, а Бандера.
Помню газетное заглавие: "Бандера — это от флага или от банды?"
— По-испански " бандера" — это флаг. Есть же актер Антонио Бандерас. Не думаю, что мы родственники. Потому что наш корень — по меньшей мере до 1770-х годов — не на Пиренеях, а на Стрыйщине. Фамилия походит, может быть, от города Бендеры, что сейчас в Молдове, где Орлик писал первую конституцию. Не знаю.
С родственниками соратников деда дружишь?
— Горжусь связями с Юрием Шухевичем. Пан Юрко очень остроумный. Меня нравится с ним говорить.
Кто ты по специальности?
— Имею диплом Колумбийского университета. По нему я работник суда. В Канаде два года учился журналистике.
Ему звонят по телефону. Степан что-то записывает массивной красной ручкой.
Папа рано умер, в 37 лет
— Все говорят, что для ведущего телевидения мои волосы длинноваты. Напоминали, чтобы успел до эфира подстричься, — говорит. — Я на "5 канале" веду выпуск новостей.
Где ты больше дома — тут или там?
— С июля 2004-го Украину я не оставлял. Я в Канаде не до конца канадец, а тут— еще не совсем украинец.
Жениться планируешь?
— Это хороший вопрос, — делает ударение на первом слоге. — Я сейчас тщательно над этим работаю. Потому что хочется с сыновьями в футбол поиграть, а не наблюдать уже из коляски.
Ты один у родителей?
— Нет. Еще есть младшие сестры Даня, то есть Богдана, и Елена. Двоюродные — Орест и Софийка — живут в Мюнхене. Они дети Натальи — старшей дочери Бандеры. Мой папа, Андрей, был средним ребенком. Он рано умер, в 37 лет. Создал англоязычную газету "Юкрейниан э ко", в Торонто выходит. Если кто-то беспокоится, что линия перерывается, то пусть не переживает. Есть Бандеры в Дрогобыче, в Стрыю... Да и у сестры Степана Бандеры, Владимиры, которая два года тому назад отошла в мир иной, было 7 детей. Их фамилия Давидюк.
Где тебе веселее — в Украине или в Канаде?
— В Украине интереснее. Хоть в Киеве мусор не убирают ежедневно. В Канаде хочешь дом обогревать — обогревай. Но плати. У каждого своя котельная.
Как у тебя с жильем?
— В Киеве снимаю квартиру. Бизнесом не занимаюсь. Пишу еще в несколько газет, потому что на одном эфире не проживешь.
На "5 канале" как работается?
— Не гоняет ли Данило Яневский? Нет, — смеется Бандера. — Я ни с кем там не борюсь. Раньше злоупотреблял мимикой, но научился работать голосом. Потому что знакомые подсмеивались. Мол, что ты бровями машешь, как Брежнев?
На каком языке легче говорить?
— На английском легче писать, на украинском — говорить. В Киеве даже начал понимать русский. Знаю французский. 5 лет учил в Канаде латинский. Немного знаю итальянский и испанский.
Как относишься к перезахоронению деда в Украине?
— Думаю, самый лучший вариант — пантеон, где были бы собраны выдающиеся люди Украины. Но сейчас не воспримут перезахоронение Бандеры, Мельника, Коновальца. А Петлюры — могли бы.
Не видишь себя, например, в парламенте?
— Ну, рожденный за рубежом Зварич — это единственный пример. Думаю, более близкое сравнение с Тарасом Черноволом. Или даже с Януковичем-младшим. Люди, пришедшие в парламент, и сделали себя преимущественно благодаря именам родственников. Не знаю правильно ли это. У меня нет таких амбиций.
Он достает черный кожаный бумажник. Собирается расплатиться.
— Мечтаю о собственном реалити-шоу, — говорит. — Приезжаем на Восточную Украину, и спрашиваем — что там думают, например, о Степане Бандере.
В России был?
— Еще нет, но хотел бы. Мама моей мамы — украинка из-под Воронежа. Там, по-видимому, есть какие-то родственники. А прадед по маминой линии похоронен возле Владивостока. Он боролся еще при царе против японцев, в 1905-ом. Мать моя родилась в Бельгии, в семье шахтеров-остарбайтеров. Бабушка — из Восточной Украины. А де д — из территории, где сегодня Польша.
1970, 27 июня — родился в Виннипеге, Канада
1973 — родилась сестра Богдана
1974 — окончил школу Святого Йосафата
1975 — родилась сестра Елена
1979 — окончил колледж Святого Михаила
1984 — умер отец Андрей Бандера
1991 — впервые приехал в Украину
1992 — создал украинско-английскую газету "Студенець"
2005, июнь — работает в Киеве на "5 канале"
Комментарии
4