— Продуктов хватило на месяц. На воде держались почти две недели. Похудел на девять килограммов, - говорит бортмеханик 38-летний Юрий из Одессы. Фамилию просит не указывать. Вместе с 16 моряками он 15 месяцев провел в плену в Греции. Судно "Меконг Спирит", на котором они работали, греческая полиция задержала в мае прошлого года. Экипаж обвинили в незаконной перевозке оружия.
Юрий работал по контракту на частных судах с 2016-го.
— Подписал контракт с фирмой "Люмар СА", владелец которой живет в Барселоне, - продолжает мужчина. - Первый рейс прошел без происшествий. В мае прошлого года заключил повторный договор на полтора года. Должен был работать бортовым механиком. Из Одессы вместе с 16 моряками вылетели в Турцию 20 мая. Там пересели на контейнеровоз "Меконг Спирит". По контракту, должны были идти в Австралию. Но после отправки нам сообщили, что должны взять курс на Джамбути - государство в Восточной Африке. Через сутки в территориальных водах Греции нас задержали. Местные пограничники заподозрили экипаж в незаконной перевозке оружия. А мы даже не знали, что везем. Рядовых моряков об этом не информируют.
Судно под конвоем доставили на военную базу НАТО на остров Крит.
— Капитана и его помощника куда-то забрали, а нас закрыли в каютах, - говорит Юрий. - Через четыре дня выпустили и разрешили связаться с родными. Позвонил жене. Сказал: "Таня, мы попали в плен. Не знаю, чем это закончится". С тех пор в любое время мог звонить близким. Мобильный счет пополняла жена.
Моряки жили в своих каютах площадью 4 кв. м. Им позволяли передвигаться по судну, но сходить на берег запрещали.
— От безысходности хотелось выть. Чтобы не сойти с ума, сделали на палубе теннисный столик. Отвлекались игрой. Иногда рыбачили. Других занятий не было. Через месяц на судне закончились запасы еды и топлива. На военной базе об этом знали, но никак не реагировали. Моряки рассказали об этом родным. Те забили тревогу. Моя Таня с матерью другого моряка обивали пороги учреждений в Греции и Украине. За полгода они написали больше тысячи писем. В конце нам начали давать воду и сухпайки. Это были рыбные консервы, лапша, крупы и хлеб. Иногда о нас забывали - несколько дней сидели голодные. Некоторые из-за этого терял сознание. Один моряк при падении сломал ногу. Кондиционер не работал, хотя на улице стояла жара. Спать приходилось на палубе. Санузлы нормально не функционировали. Воду для них нужно было набирать с моря.
Впервые морякам разрешили ступить на землю в ноябре. Через шесть месяцев после задержания.
— Нас разделили на группы и позволили несколько часов прогуляться. Пока нас не было, с судна вывезли груз. Оказалось, там было не оружие, а пиротехническая смесь для подрыва горных пород.
Владелец судна нанял нам адвоката. Но он не помог. Его интересовало только возвращение груза. Через некоторое время нам взялся помогать почетный консул Греции в Одессе Пантелис Бумбурас. Его фонд выделил другого адвоката. Он и вытащил нас на свободу.
Дома с женой Юрия ждали двое детей - сыновья 16-летний Ярослав и Богдан, 10 лет.
— С семьей пошел в церковь. Поблагодарил Бога, что помог пройти это испытание. От пережитого отходил неделю. Больше всего сожалею, что через плен не смог побывать на выпускном вечере у старшего сына. Он мечтал, чтобы родители были с ним рядом на вручении диплома.
Юрий пытается получить средства, которые ему должны выплатить по контракту.
— Мне отдали только половину, 52 процента. Встречался с представителями местных профсоюзов. Надеюсь, что помогут. Если нет - рассчитываю на помощь юристов.
Комментарии