- В Антарктиду нужно ехать не ради пингвинов или тюленей. Их можно увидеть и в других местах. Туда влечет сам лед. Он там такой разноцветный, что словами не передать. Лучше всего любоваться льдом из лодки. Тогда кажется, что попал в сказку о Снежной королеве, — говорит геолог 52-летний Павел Биличенко в столичном Музее истории Украины. 9 февраля здесь открыли выставку "Украинская Антарктида". Ее приурочили к 20-летию антарктической станции "Академик Вернадский".
На выставке показали фотографии из Антарктиды, записные книжки полярников, костюмы и приборы для исследований. В центре зала — чучело очкового пингвина. Посетители фотографируются возле него. Метеоролог 46-летняя Светлана Краковская подходит к макету станции. Показывает окошко на первом этаже.
- В этой комнате ночевала целый год, — говорит. — Она совсем маленькая — как купе в поезде. Жили вдвоем с напарницей. На станции встретила своего будущего мужа. Роме было не до любви, потому что имел много дел. Когда немного разобрался, начал обращать внимание на меня. Пел под гитару, учил играть в бильярд.
Узнал, что я увлекаюсь альпинизмом. Предложил покорить одну из ледовых вершин вблизи станции. Пошли рано утром. Поднимались тяжело — гора крутая и скользкая. Но таки ее преодолели. На станцию вернулись спустя сутки. После того еще не раз устраивали такие походы. Как-то забыла взять солнцезащитный крем. От палящего солнца лицо превратилось в большой волдырь. Впоследствии он лопнул, а кожа облезла. На станции смеялись: "Зачем ходить в салоны красоты? Час постойте на антарктическом солнце — и пиллинг не нужен".
К Светлане подбегает сын 7-летний Ярослав. Обнимает ее за талию. Кроме него у супругов есть дочка 18-летняя Богдана и София, 15 лет, и 4-летний сын Дмитрий.
- После рождения первой дочки в Антарктиду больше не ездила, — рассказывает Светлана. — Муж еще несколько раз там зимовал. Когда был в Антарктиде лет пять тому назад, говорить по телефону позволяли только 5 минут в месяц. Еженедельно в определенное время на станции работал интернет. Можно было отправлять электронные письма.
На станции четкий распорядок дня. По пятницам устраивали общую уборку. В субботу — праздничный ужин при свечах. Мужчины надевали галстуки, а женщина — красивые платья. Кок старался приготовить что-то вкусненькое. Но не всегда удавалось, потому что продуктов было маловато. Вместо соков привозили растворимый порошок "Юпи". Ели преимущественно макароны и пюре из сухой картошки. Свежих овощей не было. В последний раз видели свежую капусту в апреле. В следующий раз ели салат из нее в декабре. Да и то — благодаря туристам. В гости к нам приходили с головками свежей капусты. Когда возвращались назад, кок на корабле сварил картошку в мундирах. Ели и не могли наесться.
- Употреблять спиртное на станции можно только в субботу или на праздники, — добавляет Павел Биличенко. — На год на станцию берут 20 бутылок водки и коньяка, немного вина и пива. Большинство времени полярники отдают работе. В свободное время можно заниматься в тренажерном зале, смотреть фильмы в кинозале, пользоваться библиотекой.
Купили станцию за один фунт стерлингов
Станция "Академик Вернадский" стала украинской 6 февраля 1996 года.
- После распада Советского Союзу украинские ученые просили россиян оставить нам хотя бы одну из станций, — рассказывает директор антарктического центра Валерий Литвинов.
- Но россияне отказались. Как-то один из наших ученых, академик Сергей Комисаренко, узнал, что англичане хотят продать свою станцию "Фарадей". Договорились, что Украина купит ее за один фунт стерлингов. Но с условием: в течение 10 лет мы должны продолжать там те исследования, которые вели они, и передавать им все данные. Мы свое обещание выполнили. 10 лет тому назад подписали с ними еще один договор. Будем передавать им информацию, а они будут оказывать нам техническую помощь.
В настоящий момент на станции "Академик Вернадский" находится 20-я украинская экспедиция.
- За 20 лет там побывало около 300 полярников, — продолжает Литвинов. — На каждое место претендуют три–четыре человека. Кандидатов отбираем очень тщательно. Все должны иметь практический опыт работы в своей сфере и отменное здоровье. Технический персонал набираем не старше 50 лет, научный — до 60. Но случалось, что зимовали и 70-летние.
Комментарии