Ексклюзивы
пятница, 14 марта 2008 16:13

Руслану Зайченко понравилось в СИЗО СБУ

Автор: фото: Наталья ЧУБЕНКО
  Председатель исполкома УНА-УНСО Руслан Зайченко рассказывает, что осужденных за участие в акции ”Украина без Кучмы” не реабилитировали. Хотя два их дела лежат в Страсбургском суде
Председатель исполкома УНА-УНСО Руслан Зайченко рассказывает, что осужденных за участие в акции ”Украина без Кучмы” не реабилитировали. Хотя два их дела лежат в Страсбургском суде

"Я украинец. Из казаков. Трое детей. Сыну 10 месяцев. Вот смотри, какой красавчик, — показывает фото щекастого малыша 44-летний Руслан Зайченко — бывший политзаключенный, осужденный за участие в акции "Украина без Кучмы". — Сейчас я помощник нардепа-"нашеукраинца" Владимира Арьева и председатель исполкома УНА-УНСО".


Спрашиваю, не реабилитировали ли осужденных по "делу 9 марта"?


— Украина — такая жирная поляна, что им не до нас. Так что я до сих пор преступник, — приглаживает он короткую, с сединой, прическу. — Хотя два наших дела лежат в Страсбургском суде.

Рассказывает, как его задержали 9 марта 2000-го в штабе УНСО в Киеве, впоследствии отпустили. А во второй раз взяли через несколько дней, когда выходил из офиса УРП — на Прорезной.

— Здесь уже с уважением, десятеро задерживали.  Все среднего росточка. Я как раз собирался ехать домой в Черкассы, потому что сын сильно порезал руку, — уточняет. — Не буду же я с ними борюкаться — сел и поехал.

Закуривает. Какое-то мгновение молчит.

— Вменяли 71-ю статью — массовые беспорядки. Прокурор попросил  десять лет. Дали четыре, апелляционный суд еще немного скостил. Десять месяцев просидел в СИЗО СБУ, год и четыре месяца — в Лукьяновке, еще два месяца — на зоне.

В заключении Зайченко попадалось  много интересных людей. Он собирается  написать об этом книгу. Говорит, что самые лучшие условия были в СИЗО СБУ. А на Лукьяновке — азиатчина: "Есть деньги — живешь, а нет — ну, так и нет..."

— Наш статус требовал, чтобы в камере сидел человек, который работает на "службу". Как правило, кто-то такой — синий от наколок, "кот в цилиндре". Был такой себе "вор-одиночка", — вздыхает Руслан. — На все у него свое мнение. Провоцировал как мог: а че ты здесь не создаешь ячейку? а где твой флаг? Потом его видели, он бутылки собирал в "Трубе" на Майдане.

Прибавляет, что несколько раз в  знак протеста прибегал к голодовкам.

— Одна была сухая, на четыре дня. Первый день глаза болели, второй голова раскалывалась. А потом стало полегче, — вспоминает. — Так вдохновенно написал апелляционную жалобу человеку, что его освободили прямо из зала суда.

Как братва относилась?


— Если кто-то начинал лаять — сразу видно, что работает на администрацию. Я сидел на Хуторах, это в пределах Черкасс. Там меня все знали. Я же был депутатом горсовета.   

Почему попал в УНСО?


— Родителям благодарен за две вещи, — становится серьезным. — Еще студентами отлучили меня, в шесть месяцев, от груди. И повезли к деду с бабой на Черкасщину, в село Пастырское Смелянского района. Места и казацкие, и гайдамацкие.

Ты дружил с художником Даниил Нарбутом?


— Где-то в 76 лет Нарбут стал членом УНСО. Дед — так мы звали Нарбута — был человек живой. Он дважды сидел, прошел через финскую войну, через Вторую мировую. Был матерщинник, любил выпить.

Сам Руслан Зайченко ездил добровольцем в Приднестровье. Перед самым отъездом запломбировал зубы.

Даниил Нарбут был матерщинник, любил выпить


— Только приехал, все четыре зуба разболелись. Ну, темпалгина наглотался, — ухлыбается. — А тут как раз ночной бой. Я от обезболивающего стал неадекватный. Полез на бруствер под обстрелом. Николай Карпюк, член УНСО, снял меня оттуда ударом приклада по голове. На месте, где мгновение назад была моя голова, в приклад автомата влетела  пуля. Помню, как зашли в село Рашков в Приднестровье, — продолжает. — Испокон веков украинское село. У меня было подразделение, 12 человек — студенты из Львова, Черкасс, Киева, Тернополя. Женщины-крестьянки целовали тем юношам руки. Говорили, что раньше не верили, что Украина — это независимое государство.

В мирное время чем занимался?


— Работал грузчиком, санитаром "скорой". Психбригады, — уточняет. — Когда сумасшедшая женщина из села на Каневщине плачет и цитирует Шевченко, я сам плакал. Работал монтажником на химпредприятии в Черкассах. А в 1994-ом стал депутатом горсовета. Мать, Елена Андреевна, преподавала в Черкассах в Политехническом институте химию. Отец, Петр Яковлевич, работал в обществе "Знание". Теперь оба на пенсии.

Говорят, у тебя кум — Дмитрий Корчинский?


— Да. Мы вместе у товарища, тоже черкасщанина, крестили дочку. Она уже взрослая. Когда освободился в 2003-ом, встретился с Корчинским. Но уже что-то не то…  — говорит Зайченко. — В 1997-ом Дмитрий выходил из организации. Заявил: или подчиняетесь  беспрекословно мне, или я иду. Ему сказали "иди", он весь побледнел.

С другими политиками знакомы?


— Работал помощником у Юрия Луценко, когда он был депутатом, — загибает палец. — Луценко осужденным юношам помогал, когда они выходили. Со мной ездил на туберкулезную зону к Игорю Мазуру-"Тополю", навещал. Шофер у него — после аварии, шесть швов на голове, но садился и ехал.

Рассказывая о женах, Зайченко вздыхает.

— Первая жена — тоже черкасская, из Холодного Яра. Она была буйная, в одной семье два вождя ужиться не смогли. Я ее уважаю, она воспитала прекрасных двоих детей. Сын Евгений, 22 года, отбыл армию, сам пошел. Дочке Марине 19.

Говорит, что в 2006-ом женился во второй раз.

— Олеся — дочь заслуженного художника Николая Телиженко из Черкасс. Во времена Кучмы он отказался взять звание и только при Ющенко согласился, — уточняет. — Олеся в прошлом году совершила три подвига. Закончила Львовскую художественную академию, родила сына Аскольд и создала коллекцию одежды "Великая Скифия". Она работает в стиле этно-модерн. Нина Матвиенко, Раиса Богатырева, Виталина Ющенко заказывают у нее вещи.

Какая твоя роль в семье?


— Ращу сына. Рюмку могу выпить, — улыбается Руслан. — Но после зоны не с каждым за стол сяду.

1963, 3 октября — Руслан Зайченко родился в г. Бар на Виннитчине

1981–1983 — служба в советской армии, стройбат, город Таллинн

1990 — один из организаторов УНА-УНСО

1991 — возглавил Черкасскую областную организацию

1992 — воевал в Приднестровье

2000, 15 марта — арестовали за участие в акции "Украина без Кучмы"

2003, 24 июля — освободился

2005 — руководил походом студентов Сумщины на Киев

2006 — женился на  дизайнере Олесе Телиженко

Сейчас вы читаете новость «Руслану Зайченко понравилось в СИЗО СБУ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть