- Единственную свою бандуру я доделал в ту неделю, когда защищал диплом – в 2009-м в Харькове. Тесал ее полтора года, - говорит 24-летний Сергей Чурай. Он работает программистом в киевском офисе американской компании "Глобал лоджик", зарабатывает 15 тыс. грн. Окончил факультет прикладной математики в Харьковском университете радиоэлектроники.
Сергей Чурай за 3 тыс. грн снимает двухкомнатную на жилмассиве Осокорки. Худощавый, одет в черные спортивные штаны, до пояса голый. Из мебели в комнате лишь шкаф с одеждой, тумба с бумагами и табурет, на котором стоит лептоп. Колонки, принтер, две бандуры, туристические коврики с одеялом лежат на покрытом ковролином полу. Вторую комнату, с кроватью, отдал другу, который к нему подселился два года назад.
Друг познакомил Сергея с харьковским бандуристом Александром Савчуком.
- Тот Саша как раз сайт кобзарям делал. "Раз ты программист, - говорит мне, - помоги с сайтом. А я тебя познакомлю с Костей Черемским, основателем кобзарского цеха в Харькове". Дал несколько его книг почитать. Костя хороший мастер, защитил диссертацию по кобзарству, хотя сам - врач-анестезиолог. Слух мой не проверял, это не так уж важно. Приходят люди и учатся играть, а слух появляется.
Песни разучивает "из уст в уста". Нот не знает.
- В первый день Костя дал мне колоду метровую: "На, делай". Некоторые бензопилой отсекают лишнее, а мы двуручной пилой "Дружба" резали. Моя бандура из клена. Бывают вербовые. Клен тяжелее в обработке, из-за этого его многие не любят. Зато более звонкий и крепкий.
Ставит бандуру в угол. Берет другую – потемнее, более округлую. По нескольким аккордам слышно, что она не такая звонкая:
- Эту Костя где-то нашел или выкупил. Мы увидели внутри бирочку: "1921". Но неизвестно, это год изготовления или реставрации. Я ее восстановил. Где-то трещины, где-то шашель поела. В прошлое воскресенье поставил струны. Сейчас надо будет еще ее обыграть. В первый день этого не делают. Должна постоять, пока пройдет деформация дерева и струн. Этих старых бандур мало осталось. А те, которые висят у коллекционеров, - играть не обязаны. Они им для красоты.
Денег на инструмент потратил мало. Купил пару стамесок, нож, наждачки. Дерево дали кобзари из мастерской. На продажу такие делают за $1 тыс.
- Бандуристу надо играть хоть по часу ежедневно. Я берусь за свою где-то дважды в неделю. Теперь, если бы я что-то и делал с нуля, - это была бы, наверное, кобза.
За 700 грн заказал у львовского мастера Андрея Кохмана казацкие кожаные сапоги. Обувает их, когда играет на улицах.
У Сергея три велосипеда - горный, шоссейный и прогулочный. Стоят в комнате соседа. Ездит на них по выходным за Киев. В конце апреля путешествовал с друзьями по Крыму. Прогулочный купил, чтобы с ним могла ездить его девушка, студентка столичной консерватории Елена Бедзись, 21 год.
Комментарии
3