52-летний Петр Коваленко из райцентра Тальное на Черкасщине девять лет является охранником бара "Корона". С 1977-го по 2002 год жил в Германии. Тренировал местных борцов, работал в охранной фирме.
Коваленко нахожу на дворе. Он замазывает цементом трещины в бассейне. Моет руки и приглашает в дом.
- Классическим вышибалой меня вряд ли можно назвать. Деньги такие платят, что смешно даже говорить. В баре работаю из любви к искусству, - смеется. - После Германии тальновские драки - несерьезные. Местные потасовок не начинают, иногда залетные любят побуянить. Лет несколько тому назад на крутом джипе приехали к нам двое русских. Достали травматический пистолет, который стреляет резиновыми пулями. Одному из местных ребят три раза в живот попали. Я подтянул нападавшего к железному забору и голову в дырку воткнул. Так и торчал, пока милиция не прибыла.
Дочка 15-летняя Карина приносит две чашки кофе. Ставит на плетеный столик. Отец достает из ящика коробку немецких конфет и четвертушку коньяка. Разливает в маленькие рюмки.
- На выборах 2004-го пришел в районный штаб кандидата Ющенко. Вообще-то в политику стараюсь не влезать, а тогда не утерпел. Во время второго тура в Тальное приехал автобус со сторонниками Януковича. Начали ездить по участкам, открыто голосовать по открепительным талонам. Мы с Вовкой Якименко и еще парочкой крепких ребят поехали их вычислять. Застукали "карусельщиков" за городом. Остановили автобус. Вовка - здоровило. Когда работал в милиции, мог за ножку поднять стул с человеком. Забрали по десятку открепительных талонов у каждого. Правда, через час их из ментовки выпустили. Наблюдатель из Ирландии, которого мы взяли с собой, был шокирован нашим "правосудием".
Хозяину на руки прыгает черный кот Шварц. Коваленко открывает коньяк и бросает крышечку. Тот находит и приносит.
Назвал кота по-немецки. Я же полжизни в Германии прожил. Вернулся в Украину, так как хочу жить и работать на своей земле. Жена Валентина девять лет там деньги зарабатывает. Здесь она работу не смогла найти. Теперь работает поваром в одном из ресторанчиков Галл. Получает несколько тысяч евро. В Тальное приезжала несколько раз. Надолго оставаться в Украине не хочет. Боится потерять работу. Передачи часто нам шлет. Сейчас Карину воспитываю сам, но на целое лето доця ездит к маме в Германию.
Сызмала увлекается борьбой.
- В 1972-ом из Черкасс к нам приехал тренер по вольной борьбе Олег Федоренко. Организовал кружок. До 18 лет я уже был мастером спорта. Ездил на всесоюзные соревнования. В армии в Черкассах майор посмотрел на мою зачетку спортсмена и говорит - ну-ка айда в магазин за коньяком. Я сбегал. "А теперь, - говорит, - Петр Филиппович, будете служить в группе советских войск в Германии". Через три дня я был в Дрездене. Два года становился чемпионом Первой танковой армии по вольной борьбе.
После службы работал в Тальном слесарем на газокомпрессорной станции.
- А в 1986-ом завербовался в Германию на работу. Жил в городе Галл. После того как распался Союз, немцы дали работу - тренировал их юниоров. Подрабатывал охранником в ночных барах. Работы хватало. В начале 1990-х в Германию понаехали наши, албанцы, югославы, африканцы. На дискотеках наркоту продавали, дебоширили.
Выходим на улицу. Там стоит старинная крестьянская телега.
- После того как уничтожили краеведческий музей, мой дом – самое интересное место в Тальном. Эту телегу две недели у майданецкого деда выторговывал. Деду было под 90, но скупой до ужаса, еле сторговались. Хотя телега была старая, в пыль рассыпалась.
В доме громко звенит старый металлический телефон. Петр Коваленко находит тетради, записывает адрес владельцев древней мандолины.
- Это советский военный телефон 1930-х. А трельяж и подсвечник, думаю, из Шуваловского дворца. Его в Тальном большевики ограбили, с тех пор вещи по людям разошлись. Я кое-что собрал.















Комментарии
1