52-летний Петр Мидянка из села Широкий Луг Тячивского района Закарпатья месяц назад стал лауреатом Шевченковской премии в области литературы. Звание и 260 тыс. грн он получил за сборник стихов "Луйтра в небо".
Широкий Луг расположен высоко в горах - в 35 км от райцентра. Дорога туда разбита. За 10 км до начала села - почти бездорожье. Мобильная связь МТС не ловит. В середине марта лежит снег, холодно. Хата поэта - на околице. Она небольшая, деревянная. Двор без забора. Из хлева выглядывают две черные козы. Около хаты ходят несколько кур, под крыльцом лежит рыжий кот. Напротив - клетки с кролями.
- Что, будете писать о Широком Луге? Здесь нет ничего интересного, - говорит сосед Мидянки. Он чистит мостик от снега. - А! О Мидянке? Ну так и что, что стал лауреатом? Подумаешь.
Коричневая дверь в доме Петра Николаевича заперта. Через несколько минут приходит сам хозяин. Приглашает войти.
- Меня поздравили только несколько человек. Другие считают, что я получил деньги на шару, выиграл джекпот. А мои ученики в школе только спросили: "Когда выставляете пиво?" - говорит писатель.
Насыпает в турку кофе, заливает водой и ставит на огонь. Закуривает.
- В литературных кругах Закарпатья давно говорили, что я должен стать шевченковским лауреатом. Но у меня не было книги, которую можно было бы представить. Документы в Шевченковский комитет подал за неделю до завершения приема. Предложил сборник "Луйтра в небо". Стихи к нему писал с середины 1980-х до последнего времени. На победу не надеялся, потому что там были серьезные писатели. Думал, что победит Владимир Руткивский или Юрий Буряк. О своей победе узнал по телефону. Был как раз в школе в соседнем селе Тисалово. Там учу пятые-девятые классы украинскому языку и литературе. Воспринял известие спокойно - больше обрадовалась жена. Для села это была бомба: как это можно за литературу получить деньги?
В турке сбегает кофе. Поэт наливает его в чашку.
- Чтобы получить деньги, открыл в банке счет. Уже перечислили. Хочу в первую очередь достроить дом. Потому что сейчас он тесный. Рядом есть фундамент, на нем возведу еще две комнатки. Жена заказала двухкомнатный сруб у мастера. На летних каникулах будем строиться. Остальные деньги потратим на поездку по святым местам - в Иерусалим, Вифлеем. Хочу увидеть Румынию, Словакию, Боснию. Там когда-то бывал на заработках мой отец. Но сначала 6 соток земли нужно фасолью и картошкой засадить. Автомобиль не хочу - из меня плохой водитель, а жена не умеет ездить.
В дом заходит светловолосая женщина в очках. Это жена, ужгородская писательница Людмила Загоруйко.
- С Людмилой были знакомы давно. Она меня больше читала, чем я ее. Ближе познакомились на литературных вечерах. После смерти моей мамы поженились, три года тому. Людмила до того была городской пани - жила в квартире на Корзо (центральная улица Ужгорода. - "ГПУ"). Отважилась переехать в село, потому что авантюристка. У нее двое взрослых сыновей. Старшему не понравилось, что мать поехала жить в село. А младший иногда здесь бывает. До Люды я был холостяком. В молодости не хотел жениться из-за творчества. Девушки нравились, но настоящую любовь не познал. Люда моя очень любит домашнюю живность, потому мы завели кролей, купили козу Милу. А та в прошлом году родила Лизу.
- Я не знала, что козу надо доить, пока соседка не подсказала, - говорит Людмила Семеновна. - Я доить не умею, потому отдала козу в отару на полонину. До нового года держали с Петром двух поросят. Одного назвала Петриком ІІ, второго - Мавриком, потому что чернявый был. Больше не будем заводить, потому что тяжело за ними ухаживать.
Комментарии