Ексклюзивы
четверг, 19 июня 2008 17:34

Елену Якименко хотели зарезать в Голодомор

Автор: фото: Наталия ПАВЛЕНКО
  Елена Якименко из села Тарасовка Переяслав-Хмельницкого района Киевщины пережила Голодомор, войну и принудительные работы в Австрии
Елена Якименко из села Тарасовка Переяслав-Хмельницкого района Киевщины пережила Голодомор, войну и принудительные работы в Австрии

87-летняя Елена Якименко живет в селе Тарасовка Переяслав-Х мельницкого района Киевщины. Ее дом — в центре населенного пункта.

— Отец умер от тифа, когда я еще в колыбели лежала, — Елена Архиповна садится на скамью спиной к солнцу. — Я меньшая, мать меня в 48 лет родила. Всего нас 13 было, а только семь осталось. Того скарлатина скосила, того — шпанка. Конон утонул малым. Мать ткали, а он в сенях игрался. Когда это, пропал. Пошли по следу на снегу, а возле полыньи на копанке он обрывается, — утирает слезу.

Говорит, что жили зажиточно.

— Если бы отец был жив, то раскулачили бы. Землю имели, сараи под черепицей. А так — мать сама с детьми. Нас считали за батраков.

Перед Голодомором брат Яков забрал Елену на хутор Озерище.

— Яков меня любил, кормил маленькой " куклой" (узелок с ржаной мукой вместо соски. — " ГПУ"). Как начался голод, ударники забрали все до ф асолинки. Но у брата корова была. Вкруг хутора — болото. Рыба на берег выбрасывалась — так много было. Мы ее и в бочечки солили. Я плела сети, люди приносили взаме н что-то поесть.

К ноге Елены Архиповны ластится кошка. Женщина не обращает на нее внимания.

— Яков был бригади ром, — продолжает. — Придет с работы и говорит: "В звонн ице уже полно людей". Это те, что от голода умерли. А "индусы", кто не шел в колхоз, копали ямы да хоронили мертвецов. Весной у одной женщины пах али "индусы", вошли в дом. Хозяйка вытягивает чугун мяса. А то ж человеческое! — в сплескивает руками.

Вспоминает, что весной из сушеных цветков клевера пекла балабушки.

— А оно не держится вместе. Я маме носила молоко в трехлитровой бутылке, — показывает руками, что бутылка была высокой. — Идти три-четыре километра. Как-то брат услышал, что во ржи ре зуны завелись. Ловят людей и едят! Так меня уже в село не пускали. А раз соседка Харитина сказала мне: "Моя мама хочет тебя зарезать", — говорит тише.

Во ржи ре зуны завелись. Ловят людей и едят

В войну немцы вывезли Елену Архиповну на принудительные работы в Австрию.

— Меня одну из семьи взяли, потому что остальные замужние да женатые, — говорит. — Хлеб взяла, сухари, брат пиджак пошил. Привезли в Брест распределять. Меня и девушек из села выбрал Б ауэр на сти ральную фабрику в Вену. Красили халаты, от сти ры вали от крови гимнастерки, которые привозили с фронта, шили, штопали носки. Жили в большом здании — на 200 душ. Через год переселили в деревянные бараки. Давали 300 граммов хлеба, каждый день привозили бидоно в четыре баланды. В ней как брюква — то хорошо. А бросали еще грибы с червя ми. Мы плачем, да не едим.

Перевязывает платок.

— Как освободили, я на роди ну поехала. Приставал ко мне один солдат украинский, хотел с собой забрать. А я плачу: не хочу, не знаю даже, откуда он. Так за матерью соскучилась, аж страшно. Приехала худая да черная.

Замуж вышла в 1950-м.

— К двоюродному брату ходил парень Василий, спрашивал за молодую, — вспоминает. — Яков решил со мной познакомить. Надо замуж — и я согласилась. Василий на семь лет от меня младший, инвалид. Его немцы побили, одна нога не сгибается. Раны были большие. Так один человек насове то вал такую мазь: мед, масло, столетник, яйцо. Стали мазать, постяги вало. Сами шрамы остались. Я не очень хотела идти за него, — добавляет. — А мне стали говори ть: "На войну уже его не заберут". Мы же еще ждали войны.

Говорит, что любила другого.

— У меня парень до войны был, тоже Василий. Пошел в контору — хотел со мной расписаться, чтоб меня в Австрию не забирали. А комендант ему говорит: "Только забрали". Такие длинные пи сьма мне писал, — разводит руками. — Когда вступили в село красные, ребят погнали под Днепр. Он там погиб.

До пенсии Елена Якименко работала в колхозном звене. После смерти мужа сдала на бойню двух коров.

— Живности не держу. Мне ничего есть нельзя. Только супик и рыбку. Замуж  предлагали, так не хотела. Куда уже: я старая, а тот мужчина — пьяница. На огороде еще сама посапаю, пополю. Катаракта у меня. Говорят, нужно операцию. А я боюсь.

1921, 8 июня — Елена Якименко родилась в с. Пологи-Яненки Переяслав-Х мельницкого р-на Киевщины
1942–1945 — работала на принудительных работах в Австрии
1950 — вышла замуж за Василия Матюха, водителя молоковоза. Мужчина взял фамилию жены. Через год родила сына Виктора
1952 — купили дом в Тарасовке
1956 — родила сына Василия
1989 — умер после инсульта муж, сдала коров
Живет с сыном Виктором, 57 лет. Сын Василий, 52 года, работает директором школы в с. Ивановка Белоцерковского р-на Киевщины. Пять внуков — все мальчики

Сейчас вы читаете новость «Елену Якименко хотели зарезать в Голодомор». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть