- Увлекаться зеленым туризмом начал еще в Крыму. Имел мастерскую, где делал глиняные изделия. Ездил в Беларусь, чтобы пожить в сельских поселениях для туристов. Там это направление хорошо финансируется государством. Дают гранты на развитие ремесла как бизнеса. Захотелось создать что-то подобное в Украине, — рассказывает 32-летний Павел Ткачук из Феодосии.
- Когда Крым захватили, поехал в село Обырок в Черниговской области. Там живут друзья, с которыми познакомился на фестивалях. За пять тысяч гривен приобрел дом. Зарегистрировался как переселенец и стал на биржу труда. Оказалось, в селе почти все живут на соцпомощь и даже не пытаются искать работу. Ежемесячно ездил в город показывать справку внутренне перемещенного лица. Со мной в автобус садилось полсела. Стало отвратительно, что прошу социальной помощи. С биржи снялся. Зарабатывал продажей глиняных изделий, ходил на подработки к соседям, работал на строительстве.
В селе пожил два года. Помогал организовывать фестивали и лагеря отдыха. Создали небольшой сельский совет. Однако из-за конфликтов, которые возникли в команде, пришлось выехать.
Вместе с подругой Настей решили создать собственный хутор с нуля. Она предложила выбрать место на берегу реки Сула, возле которой жила в детстве. Это выгодно, потому что дома и земля стоят копейки. Если на Закарпатье видел хаты стоимостью пять тысяч долларов, то в центральных регионах - пять тысяч гривен.
На карте нашли село Хрули в Лохвичском районе на Полтавщине, которое рассмешило названием. Когда туда приехали, увидели полуразрушенные дома. Ни школы, ни магазина не было. Живут там преимущественно пенсионеры. Не больше 50 человек. Молодежь выехала в Киев или за границу. Людей в селе больше всего на праздники, потом - тишина. Место подходило идеально. Рядом было несколько пустых домов. Прямо в огороде - река.
В августе 2016 года купил там глиняную хату на четыре комнаты. Почти вся мебель, которая там была, отрухлявела. Пришлось выбросить и смастерить новую из досок. В одной комнате сделал косметический ремонт - позамазывал глиной трещины и побелил стены. Сейчас здесь гончарная мастерская.
Вторую хату приобрел через месяц. Обустроили в ней хостел для посетителей. Кровати смастерил из досок. Когда их не хватило, доделывал из старых сервантов и забора. Чтобы отапливать помещение, отремонтировал глиняную печь. В кладовой сделал баню. На металлоломе гривен за 30 купил барабан от стиральной машинки. В нем уже был краник - вышел хороший бак для воды. Она нагревается через трубу, подсоединенную к печи.
Необходимо было помещение для собраний. Клуб в селе - в аварийном состоянии. У Насти появилась идея создать библиотеку-читальню, которая не будет ассоциироваться со скукой, сыростью и бабушками. Устраиваем здесь вечера и собрания. Приглашаем людей, которые делятся историями успеха, читают свои произведения и проводят мастер-классы.
В работе помогали волонтеры, которые приезжали из города. Местные приходили посмотреть на чудака, который делает что-то непонятное. Когда объяснял, что хочу развивать в селе туризм, убеждали: "Никто сюда не - приедет".
Первым организовали недельный лагерь для бойцов АТО. Они смотрели фильмы, читали, учились делать глиняные изделия. Это помогает выходить из депрессии.
Дали объявление в соцсети. Приезжают и дети, и взрослые отдохнуть.
Очень радуюсь, когда присоединяются местные. Люди привыкли жить огородами, сажать картошку и тыквы. Хочу показать, что на туризме тоже можно зарабатывать. Организовывать фестивали. Продавать гостям свои продукты - мед, молоко, сыр, селить их у себя за плату.
Сам начал разводить коз. Мои родители всю жизнь держат домашних животных. В детстве, вместо игр с друзьями, выпасал в горах скот. Говорил, что никогда не пойду этим путем - очень много хлопот. Не заводил даже кота. Когда вырос, понял, как это было классно. Козу купил у местных. Потом подружка привезла козла. Сейчас имеем пятеро козлят, четверо коз, козла и одну овцу. Ради домашних яиц взяли на базаре три курицы и петуха. Планирую создать козью ферму, изготовлять сыры.
Комментарии