Встретиться с абсолютной чемпионкой Европы по планерному спорту Валентиной Топоровой, 52 года, было нелегко.
— Ну, о чем говорить? — тихим голосом отказывала она по телефону. — Я непубличный человек. Мою квартиру уже дважды пытались ограбить, думали, там сплошные сокровища.
Валентина Николаевна встретила нас в клетчатом жакете, на шее — золотая цепочка-подкова. Предложила чаю. Мы отказались.
— Ну, тогда проходите в комнату, — вздохнула она.
Апартаменты известной спортсменки действительно не роскошные, но и мебель, и обои, и шторы подобраны со вкусом. Квартира очень уютная. Возле видео — маленькая модель планера и стеклянный кубок. В шкафу за стеклом — полки, плотно заставленные книгами по живописи.
— Когда бываю или за границей, или просто в других городах, всегда хожу по музеям живописи. А вот сама рисовать совсем не умею.
Почему избрали такую неженскую профессию?
— Я знаю многих женщин, которые с детства мечтали летать, — пожимает плечами Топорова. — Это сейчас девушки не такие романтичные, меньше мечтают. А мы были очень патриотичными. Я родилась в России, училась на Смоленщине, в школе имени Ивана Воробьева — известного летчика, Героя СССР. Он оттуда родом. Когда была в первом классе, полетел в космос Гагарин. А когда полетела Валентина Терешкова, мне было десять лет. Я как раз была в пионерском лагере, и мы все прыгали от счастья на кроватях...
Мы все прыгали от счастья на кроватях
В 73-м впервые полетела на планере. В 79-м выиграла первенство Украины, в 91-м — чемпионат Советского Союза. А шесть лет назад стала абсолютной чемпионкой Европы. На своем веку (приглаживает коротко стриженые волосы) — пролетела более 100 тысяч километров, в воздухе была 5000 часов.
Были опасные ситуации?
— Всегда страшно прыгать с парашютом. Для нас, планеристов, парашют ассоциируется только с опасностью. Если приходится прыгать, значит, случилась авария.
Чем зарабатываете на жизнь?
— Работаю инструктором в авиационном отделе Общества содействия обороне Украины (бывший ДОСААФ. — "ГПУ").
Прибыльное занятие?
— Гм... — После небольшой паузы отвечает: — Не только не прибыльное, а вообще... У многих студентов, которые приходят учиться, нет денег, чтобы оплатить занятия. И тогда они работают: убирают у нас аэродром, помогают приводить в порядок планеры... А вообще, там все — энтузиасты.
В этот момент звонит телефон, Топорова спешно поднимает трубку. Через минуту говорит:
— Извините, это меня приглашают на одно событие... О, а это, видимо, сын пришел! Юрочка, у меня гости, — Валентина Николаевна встала с кресла и вышла в коридор встретить парня.
В комнату зашел невысокий подросток, вежливо поздоровался и сразу исчез в спальне.
Я никогда не была жената. Для меня вся жизнь — это планеры
— Не фотографируйте его! — сказала хозяйка фотографу. — Не надо.
Ваш сын тоже станет планеристом?
— Ему всего 11 лет. Он с пеленок на аэродроме. Но летать официально можно только с 14-ти. Кем он станет, не знаю. Но пока что планеры, в отличие от стихотворений и живописи, ему нравятся.
Личная жизнь у профессиональных спортсменов складывается?
— К сожалению, очень редко. Когда муж летает, а жена дома — это всегда скандалы. А когда наоборот — вообще почти нереально сохранить семью.
Я никогда не была жената. Для меня вся жизнь — это планеры. И все выходные я провожу на аэродроме.
А простые женские радости? Выбор косметики, одежды, походы по магазинам?
— Это для меня просто каторга! — всплескивает руками собеседница. — Красивые вещи мне нравятся, но выбирать их долго просто не способна. Так же не люблю что-либо делать по дому: убирать, готовить... И таких, как я, в спорте очень много. Раньше мы с однокурсницами даже шутили: "Мы не женщины, мы — планеристки".
Комментарии