40-летняя Надежда Марчук из местечка Срибне на Черниговщине — инвалид детства. У нее множественная дисплазия суставов: маленький рост (120 см) и короткие конечности. Передвигаться может лишь на костылях.
Стены ее комнаты в квартире обклеены фотообоями. На них изображен лес.
— Покупала их несколько лет назад, когда ставила в школе представление "Лесная песня" по пьесе Леси Украинки, — Надежда откладывает костыли к столу. Брат Сергей, 33 года, помогает ей сесть на стул. — Сначала хотела быть учительницей математики, поступать в Нежинский пединститут. Но побоялась, что не дотянусь к доске, чтобы писать формулы. Пошла на литературу. Потом одиннадцать лет в родной школе проработала.
Говорит, в поликлинике ей не выдавали справку о пригодности к учебе.
— Врач сказал, что бумажки не даст. Мы с мамой настояли показать перечень заболеваний, с которыми нельзя поступать в вуз. Моей болезни там не оказалось.
Надежда родилась с ногами, согнутыми в коленях. Руки не распрямлялись в локтях.
— При рождении мне повредили позвоночник. Мама рассказывала, что роды принимала не акушерка, а местный хирург. Она спешила на автобус до Чернигова — вызывали на партсобрание. Выдавила меня из живота, мама слышала хруст. Меня можно считать жертвой КПСС от роду, — шутит.
Ходить начала в год и месяц.
— Бегала на согнутых ножках достаточно быстро. Родители повезли меня оперировать в Ленинград. Бабушка была против, говорила, что сама выходится.
В научно-исследовательском детском ортопедическом институте в Ленинграде (в настоящее время Санкт-Петербург, Россия) Надежду оперировали десять раз.
— Сделали так, чтобы колени не сгибались и могла ходить ровно. По нескольку месяцев лежала в гипсе с раскоряченными в стороны ногами, — вспоминает. — В настоящее время ноги держатся на одних мышцах, тазовые впадины заросли хрящом. Говорили, после 30 лет не буду ходить совсем. Но не учли моего упрямого характера.
Выдавила меня из живота, мама слышала хруст
Брат проводит Надежду к книжной полке. Мебель висит на высоте 1,5 м. Женщина вынимает из-за стекла два сборника своих стихотворений. Добавляет, что начала писать в шесть лет. Две пьесы получили дипломы конкурса "Коронация слова". Весной киевское издательство " Грані-Т" дало за роман "Пригоди Дзвінки та Данилка" третью премию — 1 тыс. грн.
— В 2004-м попросила денег на книжку у Виктора Ющенко. В штабе сказали, что не дадут, потому что это подкуп избирателя, — смеется. — Звонила по телефону какая-то пани Вера, посоветовала отдать квартиру под залог, как это сделал Ющенко, когда ему недоставало средств на выборы.
Два года Надежда Марчук жила у брата в Мукачево на Закарпатье.
— Брат там служил военным, позвал к себе. Однокомнатная квартира в Мукачево тогда стоила 2 тысячи долларов. Пока насобирали денег, цены подскочили в десять раз. Потом брат уволился, потому что поссорился с руководством. Вернулись в Срибне.
В двухкомнатной квартире Надежда живет с 71-летним отцом Александром и братом. Младшая сестра Мария, 29 лет, вышла замуж, имеет собственное жилье в Ужгороде.
— Всю домашнюю работу выполняет папа. Я и сама могу готовить или убирать. Покупаю одежду 46-го размера и укорачиваю на машинке. Обувь беру на фабрике для инвалидов в Чернигове.
Получает 700 грн пенсии. Дает уроки английского дома. У нее 15 учеников.
— Уже в печенках тот английский сидит, — в сплескивает руками. — Стихотворения нет времени написать. Но как людям откажешь?
1968, 21 марта — Надежда Марчук родилась в г. Ладан Черниговской
области
1985 — поступила в Нежинский педагогический институт на факультет русской
филологии
с 1990-го — преподавала украинскую литературу и английский язык в школе в
Срибном на Черниговщине
2001 — уволилась, на два года поехала жить к брату в Мукачево на Закарпатье
2005 — издала за собственные средства сборник стихотворений "Версии", через год
— "Прозорий час"
2007 — умерла мать; получила машину "Славута", пошла на курсы водителей
Комментарии