вторник, 27 февраля 2018 06:06

"На вокзале в русском Омске 40 человек хором затянули "Ще не вмерла Україна"

 

- Талант к пению передался мне от бабки и отца. В детстве становилась на стул перед радиолой и пела вместе с Черкасским хором. Аж соседи по селу слышали. В третьем классе отец купил мне бандуру. Отдал две зарплаты, - рассказывает певица Лидия ¬Зайнчкивская, 56 лет.

Народная артистка преподает в Черкасском национальном университете имени Богдана Хмельницкого. В составе трио бандуристок "Вербена" пела для украинских президентов и иностранных королей.

С Лидией Ивановной встречаемся в университете. Женщина в джинсах, на плечах - накидка. Коллеги Зайнчкивской приносят в аудиторию кофе и печенье. Она берет меньшую чашку. К печенью не прикасается на протяжении всего разговора.

- Гастролировать начала студенткой в начале 1980-х, - говорит Лидия Ивановна. - Была в Чехословакии, Лаосе, Никарагуа, Бирме, на Кубе. Тогда артисты хорошо зарабатывали. На поездку давали 340 долларов. Привозила с гастролей полные чемоданы покупок.

Первую поездку за границу никогда не забуду. Летели самолетом в Лаос. По дороге было пять остановок. В салоне - солидные люди, на уровне украинских министров и заместителей. Едва самолет поднялся в воздух, как в хвосте образовалась немаленькая компания. Какой-то из министров разложил сало, водку. Арабы сидят, нос морщат. Летим, а в самолете стойкий запах самогона и огурцов с бужениной. Останавливаемся в Ларнаке на Кипре. Думаю, сейчас прекратят. Куда там! Еще больше поддали. В Бомбее - то же. В Рангуне - еще хуже. Под конец путешествия один музыкант взял баян и начал играть "Рідна мати моя". Было так стыдно, что не знала, куда убежать от этой компании.

Студенческая "Вербена" собирала полные залы. Нас приглашали в Национальную филармонию, звали в хор имени Григория Веревки. Когда взорвался Чернобыль, ансамбль распался. Девушки с семьями и детьми убежали из Киева от радиации. Я вернулась в Черкассы. Это был тяжелый период. Еще вчера мы гастролировали за рубежом, а сегодня я сидела в Черкассах и играла простенькие оркестровые партии. Но руководство меня заметило. Решили возобновить трио. Стали опять популярными. Выступали 25 лет.

Трио "Вербена" объездило более 30 стран мира.

- В 1990-х годах самые памятные концерты были в Казахстане и России, - продолжает Лидия Зайнчкивская. - Самыми популярными в русских городах были "Пісня про рушник", "Два кольори", "Журавка".

Как-то во Владивостоке зашла немолодая женщина. Принесла стульчик, села вплотную к сцене. После концерта подошла к нам. Вручила букет бархатцев. Говорит на украинском: "Я уже в Украину не попаду, а вы еще вернетесь. Засушите эти бархатцы и привезите мне, когда опять будете гастролировать. Пусть хоть они Украину увидят".

В 2005-ом опять там выступали. Пришла та же женщина с тем же стульчиком. Увидели ее - слезы навернулись.

В Омске на вокзале нас встретила местная диаспора. Когда вышли из поезда - 40 человек хором затянули "Ще не вмерла Україна". До сих пор вспоминаю - мурашки бегут по телу. В сегодняшней России это трудно представить.

Как-то гастролировали в Сургуте вместе с Роланом Быковым, Муслимом Магомаевым, Тамарой Синявской, Валентином Гафтом. Нас заметил земляк из Черкасс - Андрей Муха. В середине 1990-х возглавлял там солидную строительную корпорацию. Сказал: "Я вам сделаю персональное приглашение". И вскоре сделал. Из Москвы в Сургут летели бизнес-классом. На концерт съехались украинцы из всей западной Сибири. Тогда заработала свою первую тысячу долларов. Муха говорил: "Девушки, не растратьте деньги. Будете ехать через Москву, купите себе по норковой шубе". Где там! Вернулись в Черкассы и за те деньги поделали ремонты в квартирах.

Трио пело для всех президентов Украины, кроме Виктора Януковича.

- Янукович не интересовался украинской песней, - говорит Лидия Ивановна. - Как-то губернатор Черкасщины Сергей Тулуб позвал нас в Донецк к кому-то на именины. Выступали в уютном ресторанчике. Публика почтенная. Мы запели на украинском, а некоторые пренебрежительно так ухмыляются. Уже тогда было понятно, что мы далеки от них, а они - от нас. Тулуб это заметил и нас поддержал. Начал говорить только на украинском. Он хоть из "донецких", но язык знал - школьником ежегодно ездил к дяде и тете в Золотоношский район.

Для Кравчука выступали в селе Шевченково в 1993 году. Сели под хатой и спели "Садок вишневий коло хати". Это его зацепило. Позвал на званый обед. Тогда настроения в обществе были скептические. Людей независимость раздражала. Но по Кравчуку было видно: человек уверовал в независимую Украину, переживает за нее. Все тосты были за Украину.

Кучма нас всех по именам знал. Познакомились у него на дне рождения в Крыму, на Форосе. Съехались все 25 председателей областных администраций. Нам трем дали каравай и поставили впереди делегации губернаторов. Леонид Данилович умел создать атмосферу праздника, разрядить напряжение. Мы к нему шли, и ноги подкашивались. А он - добрый, искренний. Увидел, что устали. Говорит: "Девушки, отдохните". Сам взял гитару, начал петь.

Как-то Кучма приехал на Черкасщину в райцентр Драбов с рабочим визитом. Был мой день рождения - 35 лет. После концерта заходит в комнатку в райгосадминистрации: "Лида, чего же ты молчишь, что у тебя именины?" Подарил 35 роз и кофеварку.

Перед Ющенко играли, когда был председателем Нацбанка. Подарил нам три вышиванки ручной работы, расшитые бисером.

Самая памятная встреча была у него дома в Новых Безрадичах. Тогда Виктор Андреевич стал президентом. К нему неофициально приехал экс-президент США Билл Клинтон. Сидели, ужинали: Ющенко с женой Екатериной, Биллом и "Вербена". Вечером Клинтона ожидал самолет. Мы начали петь. Старались, всю душу вкладывали. Минут через 20 Билл стал подпевать, хоть языка не знал. А потом махнул рукой: "А ну его, тот самолет! Я остаюсь!".

С мужем познакомилась на остановке

Лидия Зайнчкивская родилась в селе Тыньки Чигиринского района на Черкасщине.

Окончила Черкасское музыкальное училище, поступила в консерваторию им. Петра Чайковского в столице.

- В Киеве познакомилась с мужем, - рассказывает. - Николай учился в театральном институте имени Ивана Карпенко-Карого. Наши общежития были рядом. Как-то ехала на трамвае с репетиции. В салон зашли двое ребят. У одного в руках - бутылка шампанского. Другой смотрит на меня и не оторвется. Думаю: "Выйду, потому что сейчас начнут приставать". Но судьбу и конем не объедешь. Ребята увидели, что меня нет, и тоже вышли на остановке. С тем, который поглядывал на меня, познакомились. После летних каникул начали встречаться.

Муж, Николай Зайнчкивский - заслуженный артист Украины, актер Черкасского музыкально-драматического театра. Сын Виталий - менеджер. Имеет внучку Анастасию, 2 года.

Со студенческих лет Лидия Ивановна пела в трио бандуристок "Вербена", была драматическим сопрано. Коллектив выступал до 2016 го.

Более 30 лет пела в Черкасской областной филармонии, работала ее художественным руководителем.

Сейчас вы читаете новость «"На вокзале в русском Омске 40 человек хором затянули "Ще не вмерла Україна"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть