75-летняя легенда отечественного альпинизма - Гарик Полевой - живет в Киеве, в двухкомнатной квартире, с 39-летним сыном Володей, 15-летним псом Фредом и пятилетним котом Мишей. Полевой - единственный из здравствующих украинцев, чьим именем названо вершину.
— Когда на Кавказе снимали фильм "Вертикаль", мой друг Леша Елисеев отвечал за безопасность актеров. Мой лагерь базировался рядом, и я пришел в гости. Леша говорит: приходи, ты таких песен еще не слышал. Высоцкий тогда весь вечер пел, а мы пили горячий чай.
Когда Гарик открыл мне двери, из квартиры пахнуло холостяцкой жизнью. Сын Володя разошелся с женой и теперь живет с отцом. В комнатах беспорядок. Книг столько, что за них цепляешься на каждом шагу. Снять обувь Гарик не предлагает. Он очень больной человек: руки дрожат, ноги, ему трудно, например, присаживаться.
Генерал Плиев потом нам ящик коньяка прислал
Над дверями комнаты висит фото красивого сильного мужчины. Это Полевой — самый титулованный альпинист Украины. Альпинисты бывают спасателями, судьями, инструкторами и восходителями. Во всех этих дисциплинах Гарик - "заслуженный и почетный". И таким никто не может похвастаться в бывшем СССР.
— На Кавказе водил группы альпинистов с 1950-го, — неспешно рассказывает Гарик. — За неделю поднимался на пять вершин. В основном в Приэльбрусье, недалеко от Казбека, на Шхельде. А "Вертикаль" снимали на Ужбинском ледопаде. Ночевали тогда на "немецких ночевках".
Я замечаю, как дрожит его рука, даже стучит по столу. Пес Фред рычит на нее.
— В 30-х там был немецкий альпинистский лагерь, — объясняет старый скалолаз, и извлекает из кучи бумаг на столе запыленный фотоальбом. Показывает снимок ледопада. — У них был известный инструктор Шмадер. Во время Второй мировой он командовал "Эдельвейсом".
Песни Высоцкого о войне в ?Вертикали? навеяны рассказами о немцах? — предполагаю.
— Те же песни Высоцкий пел потом в гостинице "Россия", в Москве в 1976-м, когда грузины с моим другом, ныне покойным Гиви Картвилашвили, "обмывали" двойное свое памирское золото чемпионата Союза. Там был еще Юрий Визбор.
Говорят, нет на Кавказе и Памире вершин, которые бы вы не взяли?
Гарик прогоняет собаку, и показывает на серого откормленного кота, который зашел из коридора и улегся на собачьем коврике.
— Раньше между ними была война, — смеется, — а теперь - лучшие друзяки!.. Есть одна гора на Кавказе, которой я так и не взял, — стает серьезнее. — В 1988-м, когда мне было 58 лет, Верховный Совет Северной Осетии назвал безымянную и труднодоступную гору в мою честь. У меня в Осетии было пять первопроходов и одно первовосхождение. Значок "Первовосходитель", кстати, у меня N1! Очень хотел подняться на свой пик, хотя был уже немолод. Но в районе начались боевые действия. А затем уже не смог. Вообще, на пик Полевой люди поднимались только раз — в 1946 году.
Только в вашу честь присвоили имя горе?
— Еще в честь двух наших земляков, ныне покойных, Субартовича и Овчарова. Мы покорили одну безымянную гору. Назвали ее "Свободная Осетия": как первооткрыватели имели на это право. Нас и вызвали, куда следует, спросили: "Не свободна ли Осетия в СССР?!". Заставили переименовать в честь осетинского героя войны генерала Плиева. Генерал Плиев потом нам ящик коньяка прислал.
Ловили мужчин, и отсчитывали каждого десятого - для расстрела
Гарик встает, чтобы рассказать о вымпелах на ковре и показать кубки на шкафу. Кот прыгает на телевизор, свешивает на экран свой хвост. Садясь опять на тахту, хозяин придерживает руку, чтобы не дрожала.
— Я пришел в альпинизм после свободной борьбы. А туда попал просто с улицы, во время голода 1947 года, — говорит, отталкивая коленом кота, спрыгнувшего на него. — Я был здоровым от природы. Иду как-то по Киеву, слышу сзади: "Молодой человек!". Это был тренер по борьбы. Предложил мне ремесленное училище N1, где была спортивная секция. Сказал: там двойное питание — два обеда, два ужина.
Выступали где-то?
— Не просто выступал, — хвастается Гарик, — а победил в чемпионате Украины среди юношей. Вручили мне путевку на Кавказ на 20 дней. Там была украинская школа инструкторов, и я пошел с ними в горы. Первой вершиной был пик Локомотив в Кабардино-Балкарии. За десять дней я взял еще пять вершин. Нет такой вершины в ущелье Адил-су, на которую не поднимался бы. Потом с ленинградцами в честь годовщины прорыва блокады покорил Эльбрус. Я стал профессиональным инструктором. Ежегодно, по два-три месяца зимой и все лето, сидел в горах, больше других. Преодолевал вершины в Италии, Болгарии, Непале, греческий Олимп. Но самым интересным было восхождение на японскую Фудзияму. Никто из европейцев до сих пор его повторить не смог. А вот на пик Полевой так и не поднялся, — вздыхает Гарик.
Судя по этому фото, физическая подготовка у вас была неплохой, — киваю на снимок над дверью.
— Из-за этого немцы в 1941-м чуть меня не расстреляли, — рассмеялся. — Ловили по Киеву мужчин, строили в шеренгу, и отсчитывали каждого десятого - для расстрела. — Объясняет, а его дрожащие руки сжимаются в кулаки. — Мне было всего 12 лет, но дважды, на Владимирском базаре и у Золотых ворот, меня хватали как взрослого, — таким крупным был. Один раз был седьмым, во второй — восьмым.
Он замолкает, прикусывает губу, и быстро овладевает собой. Цыкает на кота.
Любите читать? — показываю на горы книг.
— Да у меня самая лучшая библиотека среди альпинистов Союза! — хвастается. — Собирал всю жизнь, читал в палатках в горных лагерях. Хотел передать книжки в киевский альпинистский клуб. Но он распался, разворовали все. Сын и его друзья-аквалангисты предлагают отдать в какой-нибудь интернат или в детдом.
1930 — родился в Киеве, был беспризорным
1941 — спасся от фашистов во время расстрелов
1947 — пережил голод в Украине. Поступил в ремесленное училище
1950 — увлекся альпинизмом
1956 — от жены Лидии родилась дочь Татьяна
1967 — от жены Людмилы родился сын Владимир
1988 — его именем назвали гору на Кавказе — "Пик Полевой"
Комментарии