- Наша церковь основывалась как украинская, а батюшка сделал русской. Мы перевели ее назад. Тогда из молодежи приходили единицы. Теперь все идут, - рассказывает 58-летняя Лидия Солдатова из села Великая Севастьяновка Христиновского района на Черкасщине. В феврале крестьяне на общественном собрании решили перевести церковь из Московского патриархата в Киевский. Служить пригласили 23-летнего Назария Чайковского. Предыдущий священник Иван Стець, 60 лет, отказался переходить в другой патриархат
Село насчитывает 3 тыс. человек. Крестовоздвиженский храм построили в центре в начале 1990-х. За забором во дворе трапезная и хозяйственные сооружения. Новый священник Назарий Чайковский приехал из Киевской области с женой и новорожденным сыном. Снимают хату.
В понедельник, 11 мая, после обеда на воротах к храму - замок. Возле сельского совета председатель Василий Полищук говорит с Петром Куциком и Петром Черненко. Каждый приехал на машине.
- Решающую роль сыграла ситуация в стране. Москва нам не друг, - говорит Василий Полищук. - 12 февраля прихожане собрались в клубе. Батюшке предлагали перейти в Киевский патриархат. Отказался. Тогда из полтысячи человек больше 400 выразили ему недоверие на голосовании. Каждый расписался в ведомости. Приезжал благочинный из района. По-видимому, его защищать. Попросили не вмешиваться. Батюшка сказал, что не все свои вещи забрал из церкви и будет жаловаться в прокуратуру. Потом написали в интернете, что "Правый сектор" церковь захватил.
Из соседнего села ездил священник Киевского патриархата. Первое богослужение провели в память Небесной сотни. Молились под храмом, потому что был закрыт. Старый батюшка не давал ключи.
- Это давно назревало. Было недовольство батюшкой, - рассказывает Петр Куцик, 49 лет. - Того не буду отпевать, потому что в церковь не ходил. То еще что-то. Тогда начался Майдан. В церкви певчие говорили: давайте отпоем за упокой Небесной сотни. Сказал, что надо дать имена, так - не отпоет. Тогда стали забирать ребят в АТО. Не хотел благословлять. На Крещение проходил хаты бедных. Если ребенка у него не крестили, тоже хату проходил.
К мужчинам подходит черноволосая женщина лет 30. Не называется.
- У нас старший ребенок был крещен в Киевском патриархате. Младшего крестить отказался. Еще у одних людей была такая ситуация, то перекрещивали старшее дитя.
- Хотят купить хату и открыть церковь московскую. Вынесем вопрос, чтобы ее в селе не было, - говорит 46-летний Петр Черненко.
Председатель едет по делам. Мужчины тоже прощаются.
67-летний Григорий Рак живет на ул. Комсомольская. Приглашает во двор. Везде заасфальтировано. На качели под деревьями лежат газеты. Мужчина - в фуражке, руки темные от земли. Зовет с огорода жену Анну Федоровну, 60 лет. Сын воюет в зоне АТО.
- По-старому наша улица Бандеровка называется, - смеется Григорий Павлович. - Люди в селе разделились. Группу поддержки батюшки в селе называют "сепаратистами". Те говорят: через полгода наши придут, и мы вас стрелять будем, резать. Батюшку не выгоняли. Мог выбрать. На Крещение ходил к тем, кто больше дает. На нашей улице в три хаты зашел. На собрании ему говорят: батюшка, что же вы не во все хаты заходили. А он: ноги болят. Ребята-казаки говорят: батюшка, если болят, так идите с Богом. Он, может, и перешел бы, но сверху ему не дали.
Анна Рак поет в церковном хоре. Ее покойная мать Мария Куценко была старостой в храме, когда в селе закладывали церковь.
- Мама с отцом начинали церковь в селе. Сначала служили в хате. Потом часовенку сделали, молились там, - рассказывает Анна Федоровна. - На строительство храма открыла счет на почте, чтобы туда люди клали деньги. А батюшке это не понравилось, так они и не сошлись. Маму сделали врагом. Умерла в прошлом году 29 декабря. Мечтала, чтобы церковь назад перешла в Киевский патриархат.
Женщина идет мыть руки. Надевает чистый платок.
- Я просила батюшку: давайте помолимся за Небесную сотню. Он не хотел. А у нас сын Майдан прошел. Казак, присягу принимал. В "Правом секторе" воюет на Донбассе. Раненый с осколком приезжал, а нам не сказал. Побыл здесь день. Осколок не вынул. Батюшка Назарий молится сейчас и за Небесную сотню, и за киборгов, и за ребят наших.
Небольшая хата предыдущего настоятеля храма Ивана Стеця стоит в центре села, недалеко от церкви. Перед ней от улицы - клумба. Во дворе под сараем лежит куча дров.
- Заходите, калитка открыта, - идет Иван Васильевич из хаты. Высокий, в спортивной кофте. На голове - священническая шапка. Из-под нее выбиваются седые волосы. Фотографироваться отказывается. - Я мог остаться. Но не могу быть сегодня такой, а завтра такой. Потому что Бог не русский, не украинский, не американский. Он - один.
Не стал отпевать Небесную сотню. Нельзя говорить: минуй Господи Небесную сотню. Можно говорить: минуй Господи братьев наших на Майдане невинно убиенных, и имена. Люди этого не поняли.
Говорили, что я носил деньги в Москву, что нарядил Путина на войну. Я здесь 25 лет, построил церковь. Филарет меня рукополагал. Но он тогда еще не был в расколе. Мы начали возводить храм в 1992 году, а киевский патриархат - с 1995-го. Тогда была одна церковь. Филарет выступает за войну, просит у Америки оружие. Но священники должны болеть за мир.
Из огорода приходит матушка Ольга Серафимовна, 57 лет. Останавливается в нескольких метрах. На ней длинное платье и кофточка. На голове платок.
- Сделали это те, кто в церковь вовсе не ходил. Едут на мотоцикле и кричат людям, что за нами: Путин, убирайся прочь! Сепарами называют, - говорит. - Как-то вечером выкрутили лампу во дворе. Какой-то мужчина кричит под дверями: умираю, спасайте! Говорю: когда ты перелез через забор, то живой был? Сейчас милицию вызову. Убежал.
Батюшка перед людьми клялся, что не носил деньги на Москву, что не виновен в войне. Говорят, что Бог наказывает, кого любит. Обидно - строили все от фундамента, дома так не строили, как там.
"По-старославянски не понимали. Теперь люди довольны - все ясно"
- Три года в певчих пою, читаю Псалтырь. Перешла в хор к новому батюшке Назарию, - рассказывает 58-летняя Лидия Солдатова из церковного хора села Великая Севастьяновка. Приглашает в летнюю кухню, здесь готовит есть. - Не все певчие перешли. Говорят: потому что на украинском служат католики. У нас все то же, только на украинском. По-старославянски ничего не понимали. Когда взяла в руки украинский Псалтырь, сразу начала читать. Мне легче
- Люди меня спрашивают: вот что такое "Аки паки". Спрашивали матушку, если чего-то не понимали, - говорит Зинаида Севастьяновна, 64 года. Пропалывает огород недалеко от сельского клуба. - Теперь люди довольны - все ясно. Все народы общаются на своем языке.
Комментарии