Ексклюзивы
пятница, 28 апреля 2017 05:50

"На капоте изолентой был наклеен большой трезуб, мы давай его отрывать"

 

Со священником 45-летним Дмитрием Поворотним встречаемся на Краснопольском кладбище в городе Днипро. Он показывает могилы погибших на Донбассе неизвестных солдат. Отец возглавляет капелланскую службу Днепропетровской епархии УПЦ КП. Является духовником полка "Днипро-1".

Наш первый разговор длится около часа. Потом отец должен ехать на службу. Через несколько дней договариваемся встретиться в Михайловском соборе Киева. Идем поговорить в монастырский сад. В храме длится служба.

Почему в марте 2014-го вы пошли в военкомат?

- После появления "зеленых человечков" решил защищать родину. Военком тогда сказал, что нет мест. Записали меня в базу данных. Через неделю позвонили и попросили разнести повестки.

А в начале апреля я сам пошел капелланом в 20-й батальон территориальной обороны.

Что больше всего запомнилось за два года на войне?

- Первые месяцы. Когда батальон вышел на границу Донецкой и Днепропетровской областей. Когда начал освобождать оккупированную зону. Тогда часто ездил на позиции. С ребятами контакт налаживался. Большинство из них в храм особенно не ходили. Как к священнику относиться, не знали. Сначала было недоверие ко мне. Впоследствии окрестил 10 ребят на войне.

Часто приходится подбирать слова с военными?

- Впервые отпевал неизвестных воинов после Иловайска в сентябре 2014 года. Это было на площади Героев Майдана в Днипре. В нескольких сотнях метров в барах играло караоке. Вот один из вопросов на войне - мы погибаем, а там люди веселятся. Я всегда ребятам отвечаю: вы для этого и воюете, чтобы здесь не было войны. Что пользы от того, когда и здесь будут терпеть? Я был в местах, где мирные жители сидели по подвалам. Они голодали, у них не было, где помыться, дети писялись от страха. Вы этого хотите? Нужна еще одна Вторая мировая, когда все в одном порыве работали на фронт? Многие воспитаны на таком клише.

Опишите день, когда поехали в Червоный партизан за телами бойцов.

- Это было 22 января 2015 года. Мы собирались везти гуманитарку и посылки в район Верхнеторецкого. Утром я позвонил ребятам. А они: "У нас бой идет на блокпосте в Червоном партизане". Мы доехали к базовому лагерю. Выгрузились и вернулись домой.

По первым Минским договоренностям, в Червоном партизане стоял наш блокпост для пропуска мирных жителей. Укрепления не было. Когда переговоры сорвались, боевики начали наступление на него. Штурмовали два танка, рота пехоты. Погибли четверо, семеро попали в плен. Остальные успели отойти.

Утром на следующий день я отслужил в храме службу и позвонил опять. Ребята сказали, что все стихает, можно привезти посылки. Мы вскочили в джип и поехали.

В базовом лагере рассказали, что с той стороны был звонок родным погибшего бойца. Говорили забрать тело. Оказалось, звонил заместитель командира батальона "Восток" Сергей Проценко - бывший афганец с позывным "Душман" (командовал первым штурмом Донецкого аэропорта 26 мая 2014 года. - ГПУ).

Я предложил забрать умершего. Позвонил Проценко. Он говорит: "Забирай". Я тогда: "А можно все забрать тела?" - "Да. Но приехать можете только вы".

Мне дали транспорт. На капоте изолентой был наклеен большой трезуб. Давай его отрывать, но след от клея остался. Звоню Проценко, а тот говорит: меня нет, вызвали в Донецк, ждите.

На следующий день мне спокойно отдали тела, военные билеты. Только один начал умничать, когда надо было тела переносить - не буду к укропам прикасаться.

Больше с Проценко не общались?

- Несколько раз звонил после боев за Дебальцево. Мы вытягивали тела наших ребят, Проценко давал контакты.

Был разговор с другим сепаратистом. В конце февраля 2015 года мне на "Фейсбук" написала женщина. В боях погиб их родственник. На видео видела его тело в луганском морге. Родственники стали искать, как забрать его. Им позвонил журналист пропагандистского канала "Анна-ньюз" Игорь Реймер. Пообещал посодействовать, если родители запишут ролик и расскажут, что все плохо, сына забрали в армию и там убили свои.

Попросил его номер. Говорю: отдайте тело. Тот начал рассказывать о Киевском патриархате, раскольниках. Потом узнали, что тела централизовано вернули в Украину. А журналист оказался бывшим офицером из Санкт-Петербурга. Воевал за ДНР, потом стал работать на пропагандистов. В России является одним из лидеров движения "Светлая Русь".

Вы часто с ними говорили. Кто эти люди? Они себя называют православной армией.

- В Российской империи церковь стала фактически одним из государственных министерств, через которое государство влияло на людей. В СССР это сохранилось. Только церковь была под контролем КГБ. Для многих, кто тоскует за Союзом, церковь является островком большой империи. Ностальгируют, что в молодости были силы, а теперь нет. А "русский мир" возвращает их в эти времена.

Такое ощущение, что эти люди двигаются по жизни спиной вперед. Спотыкаются и обвиняют в этом окружающий мир.

В 1990-х идеология "Русского мира" лелеялась маргиналами. В начале 2010-го об этом заявил патриарх Кирилл. Многие приняли это за чистое православие. Когда слышите от человека "святая Русь, триединая Русь" - это маркер того, что человек не православный, а идеологический. Нет здесь ничего общего с христианством.

Надо не вестись на скрепы. Потому что это ментальные гвозди, забитые в голову. Надо их вынуть и залечить.

Есть утверждение - власть от Бога.

- Этим высказыванием неправильно пользуются. Особенно, когда хотят прикрыть грех. Идет речь о структуре общества, когда одному человеку делегированы определенные обязанности служения. Чтобы не кто попало брал палку и шел карать другого за нарушение правил.

В церковь пошел в 30 лет

Дмитрий Поворотний родился в поселке Новые Кодаки. Сейчас - это часть города Днипро. Работал гальваником на заводе, сторожем.

- На соседней от моего дома улице стоял старый Николаевский храм - церковь казацкой паланки. Я с интересом читал о ее истории. Также любил философскую и религиозную литературу. Впоследствии перестал сопротивляться Богу, - рассказывает отец Дмитрий. - Сознательно пошел в нашу церковь лет в 30 лет. От других ее не отличал. Пока однажды в руки не попала газета "Почаевский листок" от Московского патриархата. Там писали, что украинцы - это выдумка. А мы с россиянами - единый народ. Подумал: "Разве могут такое писать в церкви?" Перешел в общину Киевского патриархата.

В 2013-ом Дмитрий Поворотний стал наставником храма Покрова Пресвятой Богородицы в Днипре.

С женой Викторией имеют дочку Дарью, 22 года. Учится на психолога.

Сейчас вы читаете новость «"На капоте изолентой был наклеен большой трезуб, мы давай его отрывать"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть