Со священником 45-летним Дмитрием Поворотним встречаемся на Краснопольском кладбище в городе Днипро. Он показывает могилы погибших на Донбассе неизвестных солдат. Отец возглавляет капелланскую службу Днепропетровской епархии УПЦ КП. Является духовником полка "Днипро-1".
Наш первый разговор длится около часа. Потом отец должен ехать на службу. Через несколько дней договариваемся встретиться в Михайловском соборе Киева. Идем поговорить в монастырский сад. В храме длится служба.
Почему в марте 2014-го вы пошли в военкомат?
- После появления "зеленых человечков" решил защищать родину. Военком тогда сказал, что нет мест. Записали меня в базу данных. Через неделю позвонили и попросили разнести повестки.
А в начале апреля я сам пошел капелланом в 20-й батальон территориальной обороны.
Что больше всего запомнилось за два года на войне?
- Первые месяцы. Когда батальон вышел на границу Донецкой и Днепропетровской областей. Когда начал освобождать оккупированную зону. Тогда часто ездил на позиции. С ребятами контакт налаживался. Большинство из них в храм особенно не ходили. Как к священнику относиться, не знали. Сначала было недоверие ко мне. Впоследствии окрестил 10 ребят на войне.
Часто приходится подбирать слова с военными?
- Впервые отпевал неизвестных воинов после Иловайска в сентябре 2014 года. Это было на площади Героев Майдана в Днипре. В нескольких сотнях метров в барах играло караоке. Вот один из вопросов на войне - мы погибаем, а там люди веселятся. Я всегда ребятам отвечаю: вы для этого и воюете, чтобы здесь не было войны. Что пользы от того, когда и здесь будут терпеть? Я был в местах, где мирные жители сидели по подвалам. Они голодали, у них не было, где помыться, дети писялись от страха. Вы этого хотите? Нужна еще одна Вторая мировая, когда все в одном порыве работали на фронт? Многие воспитаны на таком клише.
Опишите день, когда поехали в Червоный партизан за телами бойцов.
- Это было 22 января 2015 года. Мы собирались везти гуманитарку и посылки в район Верхнеторецкого. Утром я позвонил ребятам. А они: "У нас бой идет на блокпосте в Червоном партизане". Мы доехали к базовому лагерю. Выгрузились и вернулись домой.
По первым Минским договоренностям, в Червоном партизане стоял наш блокпост для пропуска мирных жителей. Укрепления не было. Когда переговоры сорвались, боевики начали наступление на него. Штурмовали два танка, рота пехоты. Погибли четверо, семеро попали в плен. Остальные успели отойти.
Утром на следующий день я отслужил в храме службу и позвонил опять. Ребята сказали, что все стихает, можно привезти посылки. Мы вскочили в джип и поехали.
В базовом лагере рассказали, что с той стороны был звонок родным погибшего бойца. Говорили забрать тело. Оказалось, звонил заместитель командира батальона "Восток" Сергей Проценко - бывший афганец с позывным "Душман" (командовал первым штурмом Донецкого аэропорта 26 мая 2014 года. - ГПУ).
Я предложил забрать умершего. Позвонил Проценко. Он говорит: "Забирай". Я тогда: "А можно все забрать тела?" - "Да. Но приехать можете только вы".
Мне дали транспорт. На капоте изолентой был наклеен большой трезуб. Давай его отрывать, но след от клея остался. Звоню Проценко, а тот говорит: меня нет, вызвали в Донецк, ждите.
На следующий день мне спокойно отдали тела, военные билеты. Только один начал умничать, когда надо было тела переносить - не буду к укропам прикасаться.
Больше с Проценко не общались?
- Несколько раз звонил после боев за Дебальцево. Мы вытягивали тела наших ребят, Проценко давал контакты.
Был разговор с другим сепаратистом. В конце февраля 2015 года мне на "Фейсбук" написала женщина. В боях погиб их родственник. На видео видела его тело в луганском морге. Родственники стали искать, как забрать его. Им позвонил журналист пропагандистского канала "Анна-ньюз" Игорь Реймер. Пообещал посодействовать, если родители запишут ролик и расскажут, что все плохо, сына забрали в армию и там убили свои.
Попросил его номер. Говорю: отдайте тело. Тот начал рассказывать о Киевском патриархате, раскольниках. Потом узнали, что тела централизовано вернули в Украину. А журналист оказался бывшим офицером из Санкт-Петербурга. Воевал за ДНР, потом стал работать на пропагандистов. В России является одним из лидеров движения "Светлая Русь".
Вы часто с ними говорили. Кто эти люди? Они себя называют православной армией.
- В Российской империи церковь стала фактически одним из государственных министерств, через которое государство влияло на людей. В СССР это сохранилось. Только церковь была под контролем КГБ. Для многих, кто тоскует за Союзом, церковь является островком большой империи. Ностальгируют, что в молодости были силы, а теперь нет. А "русский мир" возвращает их в эти времена.
Такое ощущение, что эти люди двигаются по жизни спиной вперед. Спотыкаются и обвиняют в этом окружающий мир.
В 1990-х идеология "Русского мира" лелеялась маргиналами. В начале 2010-го об этом заявил патриарх Кирилл. Многие приняли это за чистое православие. Когда слышите от человека "святая Русь, триединая Русь" - это маркер того, что человек не православный, а идеологический. Нет здесь ничего общего с христианством.
Надо не вестись на скрепы. Потому что это ментальные гвозди, забитые в голову. Надо их вынуть и залечить.
Есть утверждение - власть от Бога.
- Этим высказыванием неправильно пользуются. Особенно, когда хотят прикрыть грех. Идет речь о структуре общества, когда одному человеку делегированы определенные обязанности служения. Чтобы не кто попало брал палку и шел карать другого за нарушение правил.
В церковь пошел в 30 лет
Дмитрий Поворотний родился в поселке Новые Кодаки. Сейчас - это часть города Днипро. Работал гальваником на заводе, сторожем.
- На соседней от моего дома улице стоял старый Николаевский храм - церковь казацкой паланки. Я с интересом читал о ее истории. Также любил философскую и религиозную литературу. Впоследствии перестал сопротивляться Богу, - рассказывает отец Дмитрий. - Сознательно пошел в нашу церковь лет в 30 лет. От других ее не отличал. Пока однажды в руки не попала газета "Почаевский листок" от Московского патриархата. Там писали, что украинцы - это выдумка. А мы с россиянами - единый народ. Подумал: "Разве могут такое писать в церкви?" Перешел в общину Киевского патриархата.
В 2013-ом Дмитрий Поворотний стал наставником храма Покрова Пресвятой Богородицы в Днипре.
С женой Викторией имеют дочку Дарью, 22 года. Учится на психолога.
Комментарии
1