Поминальный день в Донецке называют Фоминым воскресеньем. Умерших поминают через неделю после Пасхи.
Утром 11 апреля при въезде на Щегловское кладбище образовался многокилометровый затор из автобусов и машин. Этот погост называют "кладбище Звягильского". Хоронят погибших горняков шахты им. Засядько. Ею руководит нардеп Ефим Звягильский. Центральная аллея ведет к белой башне — это восточный ствол прииска. С него поднимают на-гора тела погибших. Погребают рядом.
Могила горняка Николая Кустова выложена тротуарной плиткой, металлическая ограда покрашена белой краской. За металлическим столиком собралась его семья: вдова, две дочери, зятья, внучка и сестра жены. На столе тарелки с сыром, ветчиной, мясом, грибами, свежими овощами. Пьют водку, вино, минеральную воду и сок. 48-летний Николай Кустов умер в больнице 30 августа 2001 года. Он попал в эпицентр взрыва на шахте. — Был в сознании. Обгорело 65 процентов тела, — рассказывает по-русски вдова Зинаида Владимировна, 57 лет. — Но от легких не осталось ничего. На черном обелиске Кустова его портрет. Во вмонтированной вазе искусственные цветы и живые гвоздики. — Николай Петрович не курил. А я курю даже при дочерях, — Зинаида Владимировна отходит, зажигает сигарету. — В 1999-ом была авария на его участке. Вся бригада погибла. И его близкий друг Эдик Попов. Коля в тот день на работу не пошел. У младшей дочери Оли был выпускной — она окончила младшую школу. Честно говоря, мы тогда купили для него больничный. Коля, когда узнал об аварии, сказал: "Значит, 100 лет буду жить". А через какое-то время попросил: "Если вдруг случится, сделай мне памятник как у Эдика — небольшой. Не хочу нести на себе груз". Мой отец уговаривал его уйти из шахты. А муж говорил: "У меня же две девушки, надо на приданое заработать". У старшей дочери была назначена свадьба на 25 августа 2001 года. Взрыв произошел 19-го. Они расписались, а свадебное платье не понадобилось, праздник отменили.У дочери была назначена свадьба на 25 августа. Взрыв произошел 19-го
Старший зять на гранитную плиту кладет бумажную салфетку. Ставит пластиковый стаканчик с водкой. Сверху бутерброд. Рядом кладет конфеты, печенье. В нескольких шагах от могилы Николая Кустова в ограждении стоят три одинаковых черных памятника. На каждой могиле горит лампадка. На салфетках пасхи и крашенки. — Это Чернецкие: отец и два сына, — рассказывает Зинаида Кустова. — Отец Саша Чернецкий погиб в аварии в 2000 году, старший сын Дима — в 2001-ом, ему было 22. А младший Сергей — в 2007-ом. К Кустовым подходит мужчина в темных очках. Зинаида Владимировна узнает 58-летнего Сергея Чурсина. Он ушел с шахты после аварии 2001 года. Чурсин подходит к братской могиле шести шахтеров. На общей плите сделано шесть уступов. Лежат живые нарциссы и хризантемы. Пышный венок из бумажных цветов примотан к памятнику скотчем. На салфетках шесть полиэтиленовых кульков с едой. Рядом с некоторыми — по несколько сигарет и "кварты" с водкой. — Они сгорели. Считались пропавшими, — говорит Сергей Чурсин. — Там все было запечатано породой во время пожара — не могли к ним пробраться. Через полгода собрали косточки и здесь вместе сложили. А бывает, нечего и хоронить: закапывают вместо костей вещи шахтера. На кладбище батюшка служит панихиду. Большинство шахтерских памятников прямоугольные. Некоторые сделаны как пламя. На многих плитах нарисованы шахтерские каски и терриконы. Среди других выделяется памятник Василию Силину: в форме церковного купола, на нем медаль "Шахтерская слава". В мраморную плиту вмонтирована настоящая шахтерская каска. На гранитной плите Сергея Климова хлебными крошками выложен православный крест. Надгробий в виде крестов нет.Три кладбища носят названия шахт
Три из 23 кладбищ Донецка названы именами уже закрытых шахт: кладбище шахты N29, шахты 2/16 и шахты N6.
Еще одно — Щегловское — возле действующей шахты им. Засядько. Под погостом расположены угольные пласты. Шахту Засядько считают одной из наиболее взрывоопасных. Но там добывают качественный коксующийся уголь, поэтому ее до сих пор не закрыли.
В 1999 году от взрыва на шахте им.Засядько погибли 50 горняков. В 2001-ом — 55 шахтеров погибли и 10 пропали без вести. В 2002-ом ушли из жизни 20 человек. В 2006 году 13 горняков отравились метаном. В 2007-ом на прииске произошли три взрыва подряд: погибло 106 человек.
















Комментарии