В четверг в полдень на Байковом кладбище похоронили 73-летнюю Аллу Поживанову. Сын Михаил, 51 год, бывший нардеп и руководитель Госкомрезерва, на похороны не приехал. С сентября прошлого года живет и работает в австрийской Вене. Генпрокуратура подозревает его в хищении государственных 35 млн грн.
- Мой адвокат посоветовал не ехать, - рассказывает Михаил Поживанов через интернет-сервис "скайп" в среду. - Говорит: "Тебя задержат еще в аэропорту". А жена со старшим сыном Сашей сразу полетели в Киев.
Алла Поживанова скончалась во вторник в столичной онкологической клинике "Лисод" в 8.40.
- Обострение у матери началось после посещения следователя. В ноябре в дом на улице Суворова, где она жила, приходил человек из главного управления СБУ, какой-то Ситников. Вместо того чтобы пойти прямо к ней, обошел весь подъезд, позвонил соседям. Допытывался, появляюсь ли я там. Затем вручил маме повестку о допросе, ее после этого еле откачали. Отвезли ее в больницу "Феофания" в предынфарктном состоянии. Потом врачи сказали, что у нее пять метастазов в мозге. Четыре раза в клинике Спиженко киберножом вырезали метастазы. Вообще, у нас в семье крепкие люди. Моя бабуля еще жива, мама ездила к ней в Днепропетровск на 100-летний юбилей в феврале.
Последний раз Михаил Поживанов разговаривал с матерью 15 мая.
- Говорили о текущих делах, о ее лечении. Я ей говорил, чтобы выключила телевизор, не слушала, что обо мне говорят. Но она не послушалась. Говорила, что пережила Сталина и Хрущева, но ощущения такого страха не было. Неделю назад я ей сказал: давай, возьму тебя в Вену. А она: "Не думай приезжать. При этой власти ничего в семье и стране хорошего не будет".
Отец Поживанова - Александр Михайлович был председателем Госкомитета по вопросам металлургии и советником премьер-министра Витольда Фокина. Умер в 2003-м.
- Мама иногда прикрывала меня от отца, когда я приходил с плохими оценками. Сама чертей даст, отлупит тапочками, а отцу не говорит. Я хотел пойти в ростовскую мореходку. Даже не знаю, почему не в Севастополь или Ленинград, а именно туда. Но отец сказал, что работать надо на земле, а на море - отдыхать. Потом взял меня в металлургический цех, где он был начальником. Мы тогда в Липецке жили.
На работу до понедельника идти не планирует.
- Был в двух церквях. Поставил свечку в православной на территории российского посольства и в нашей украинской греко-католической. У них как раз будет служба за умерших.
Отпевают покойную в храме "Живоносный источник" Киево-Печерской лавры. С левой стороны от гроба стоит внук покойной 23-летний Александр с матерью Татьяной, 47 лет.
- Думала, только в фильмах бывает, чтобы сын к матери на похороны не приехал, - шепчутся две женщины в белых платках. Они пришли на экскурсию в монастырь. - Она его на том свете будет вспоминать. В нашем селе жил один человек. Работал на Севере. На похороны отца просто не успел. Так он ему после этого всегда снится.
С букетом белых лилий в храм заходит киевлянка Вера Черемных. Она писала книгу о муже покойной - Александре Михайловиче.
- Когда писала книгу, часто общалась с Аллой Николаевной, - рассказывает. - Волевой женщиной она была, правой рукой своего мужа. О себе рассказывать не любила, всегда говорила о детях и внуках. Очень переживала, когда начали преследовать ее сына. Видимо, это и подкосило здоровье.
Аллу Поживанову похоронили на Байковом кладбище возле мужа. Около могилы футбольного тренера Валерия Лобановского и министра транспорта Георгия Кирпы.
Комментарии