пятница, 25 февраля 2011 10:09

Мария Матиос написала произведение о передовой доярке

Автор: фото: Андрей ЯНОВИЧ
 

"Раньше в каждом доме овцы были, скота много. Теперь это не выгодно. Овечью шерсть не принимают, а сыр и брынзу продавать — убыточно. Здесь горы — сенокосов нет. А если где-то и растет трава, то косарю заплатить — 100 гривен день".

70-летний Петр Григоряк из села Розтоки Путильского района Буковины с женой 63-летней Марией Ивановной делают брынзу из коровьего молока.  Женщина нарезает полосками два вида сыра — твердый "будз" и более мягкую "вурду". Мужчина перемалывает их на мясорубке и выбрасывает в деревянное ведро — "скопец". Добавляет соли и перемешивает длинной еловой палкой. Складывает в трехлитровые стеклянные банки.

Мария Ивановна — учительница зарубежной литературы. Преподает в местной школе, которую закончила писательница 51-летняя Мария Матиос. Петр Григоряк был  директором и вел уроки физкультуры. Учителя называют Марию "Павлинина" — по имени матери, преподававшей в школе историю.

— Очень красивая была девочка, коса была  — вот такая, — Мария Григоряк показывает рукой ниже пояса.

— К спорту она, правда, непригодна была. Выйти на мяч, пас дать — это нет, — добавляет мужчина. — Раз на физкультуре одноклассник Емельян бросил в стену мяч. И тот как-то так в голову Марии попал, что получила сотрясение мозга. За тот случай чуть меня из школы не выгнали.

— А через какое-то время на субботнике парни колом от забора забавлялись. Тот кол Марии в голову попал, снова сотрясение. Но видите, это ей не навредило, - смеется Мария Ивановна.

Говорят, Мария Матиос была единственной медалисткой в школьном выпуске.

— Пользовалась авторитетом в классе, все у нее списывали. Даже сорви голова ее слушались, — говорит Петр Григоряк. — Ее, правда, немного ябидой называли. Потому что, когда была старостой, держала тетрадь, где записывала, кто что нарушал в классе, а затем мне докладывала.

— Произведения в школе писала такие, что казалось, будто бы уже писатель пишет, — добавляет Мария Григоряк. — Ее сочинение о нашей передовой доярке на всесоюзном конкурсе получило призовое место. Были некоторые проблемы с ним, потому что Мария по-украински написала, а я должна была перевести на русский.

Село Розтоки тянется вдоль дороги, которая идет берегом Черемоша к румынской границе. С обеих сторон лежат остатки асфальта. Три года назад дорогу размыло наводнение. Вода разрушила два дома.

— В 1967 году река вообще часть села отделила. Бывшие поля стали островом, мы его Тайванем называем, — продолжает Мария Григоряк. — Люди там огороды держат, кладки туда кладут. Теперь на этом острове уже франковские Розтоки (соседний населенный пункт с одноименным названием. — ГПУ) зарятся, им лучше до него добираться.

В Розтоках действуют 12 пилорам. Часть жителей — на заработках.

— Перспектива села — в туризме, потому что регион красивый. Но для этого нужно дорогу строить. Потому что по такой ехать — экстремалов мало, — смеется 61-летний Василий Матиос, однофамилец писательницы и бывший сельский председатель. — Село в последнее время прославилось тем, что у нас две церкви. Раньше была единственной в районе Киевского патриархата. А тут раскол произошел, когда молодой священник пришел. За Московским пошло большинство села, потому что они якобы канонические. Как кто-то где-то издалека приезжает, то спрашивает меня: это зачем вам две церкви вместе? Это что, соревнование?

Матиосы в селе — самая распространенная фамилия. Большинство не считают себя семьей. Хотя рассказывают легенду, что фамилия пошла от одного немца, дезертировавшего из войска и женившегося на местной гуцулке.

— Кучма когда президентом был, то он вокруг ходил, и к грекам, и к католикам, и к православным, — продолжает бывший председатель. — Ющенко святился у Филарета, но тоже вокруг ходил. А Янукович — только в Московский, и больше ни к кому. Церковь с политикой смешалась. У нас в районе почти все в Московский патриархат ходят, и на выборах получилось, что большинство — за "регионалов".

Девятиклассники в местной школе легко вспоминают названия нескольких книжек Марии Матиос. Признаются, что ни одной не читали.

— Дети сейчас вообще мало читают, им — компьютер подавай, — говорит Мария Григоряк. — А старшее поколение читает. Я когда у Марииной мамы брала для себя пару книжек, то она просила долго не держать, потому что уже другие ждут.

Брат матери писательницы Семен Власиевич с женой живет около автобусной остановки. Выходит из дома с пультом от телевизора.

— Родители Марии в Киев поехали, — рассказывает неохотно. — Мама болеет — так поехала туда лечиться, отец с ней.

Сейчас вы читаете новость «Мария Матиос написала произведение о передовой доярке». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть