10 декабря за $2,8 млн освободили из плена греческий балкер "Ариана". На его борту семь месяцев находились 24 украинских моряка. Перевозили сою из Бразилии в Иран. Судно захватили сомалийские пираты 2 мая вблизи Сейшельских островов в Индийском океане.
— Еще ни один корабль не стоял семь месяцев в плену, — плачет в трубку 38-летняя Анна из Одессы, жена второго механика "Арианы" Андрея Муругова. — Вечером 10 декабря родственников моряка собрали в одесском горсовете. Зазвонил мобильник у Гали Фют. Ей из балкера звонил муж Александр. Он выдохнул в трубку: "Нас наконец-то освободили. Все живы". Сказал, что судно двинулось от Хобе (порт в Сомали, где держали "Ариану". — "ГПУ"), идет на одном двигателе в сторону Арабских Эмиратов, чтобы заправиться, потому что топлива почти нет. В течение недели должны добраться до ближайшего безопасного порта. Скорее всего, это будет в Омане.
Всхлипывает в трубку.
— Когда звонок оборвался, все женщины зарыдали. Я не выпускала телефон из рук. Через полчаса зазвонил мой Андрей. Не здоровался, только спросил: "Узнаешь меня?". Я заплакала, а он поблагодарил, что освободили. Сказал, что вот-вот к ним на борт поднимется американский спецназ. Боялась у него спрашивать, как он жил эти семь месяцев. Сказал только, что пираты им все время угрожали. Забрали пищу, воду, одежду. Запакостили все каюты, в туалет ходили прямо на палубе. Корабль превратили в мусорник. Украли инструменты. Нет даже ключа, чтобы гайку закрутить.
Андрей не здоровался, а только спросил: "Узнаешь меня?". Я заплакала
Спрашиваю, есть ли на судне дети. Слухи об этом появились в ноябре после освобождения из пиратского плена испанского рыболовецкого судна " Aлакрана".
— "Алакрана" проходила мимо "Арианы". Экипаж сидел на палубе. За полгода украинцы так похудели, что испанцы перепутали их с детьми. Мой муж боится, что я его не узнаю. Говорит, похудел на 18 килограммов. Его рост 1 метр 86 сантиметров. Когда ехал из дома, весил 65 кило.
Осенью я с двумя женами моряка ездила в Грецию к судовладельцу Миносу Спиросу. В своем кабинете он фотографии пленных разложил на столе. Говорил, что думает о них, как о своих детях. Он застраховал судно на 1,1 миллионов долларов. Эту сумму готов был оплатить. А большую часть выкупа Сергей Тигипко дал — 1,7 миллионов.
Звоним по телефону к 34-летней Галине, жене электромеханика Александру Фюта.
— Почему их не заберут оттуда самолетом? Пусть заменят экипаж, а нам наших мужей вернут домой, — говорит Галина. — Они там голодные. Пираты кормили заплесневелым рисом. Воду привозили в канистрах и з-под бензина. В настоящий момент еду доставляют американцы. Саша готовит, потому что у их кока Ларисы Салинской серьезные проблемы со здоровьем. Она во время преждевременных родов потеряла на судне ребенка. Ей дважды передавали лекарства, но этого мало. У многих проблемы с желудком, а судно до сих пор стоит на месте, уже без пиратов. Топлива нет, и не знают, когда будет.
Мать Ларисы Салинской, 54-летняя Валентина Александровна говорит, что от вести об освобождении 2 ч. не могла стоять — ноги подкашивались:
— Дома все плачут от радости. Лариса нуждается в медицинской помощи. Она на грани психического срыва. Раз звонила мне — плакала, что покончит с собой. У меня в плену на корабле еще и зять Константин Крупский, помощник капитана. Когда вернутся домой, просили приготовить им жареный картофель с рыбой. Но после голодовки им такого нельзя. Буду варить постные каши.
Возвращения родителей ждет 5-летняя Анна Крупская.
— Уже и забывать маму и папу стала. Еще пару месяцев после говорила "мама попросила то-то", "папа может наказать", — плачет Валентина Александровна. — Они поехали, чтобы заработать денег на новый дом.
Говорят, за один рейс, который длится от одного до 2,5 месяца, моряк получает $5–8 тыс.
В пресс-службе уполномоченного по правам человека Нины Карпачевой сообщили, что связывались телефоном с капитаном "Арианы" Геннадием Вороновым.
— Он сказал, что судно стоит на месте, без пиратов. Американский военный фрегат доставил на борт топливо для дизель-генератора, продукты и питьевую воду. Военный врач осмотрел экипаж. В экстренной помощи никто не нуждается, хотя в той или иной мере больны все.
За полгода 2009-го в Аденском заливе и в районе восточного побережья Сомали пираты 114 раз нападали на суда, 29 из них закончились захватом.
5 февраля — освободили теплоход "Фаина" с грузом военной техники и боеприпасов. В плену простоял 4,5 месяца. Кроме 17 украинцев, в команде сухогруза были латвиец и три россиянина, один из них — 48-летний капитан — умер от сердечного приступа.
25 апреля — за $1,9 млн освободили из плена греческое судно "Салданха". Среди 22 членов экипажа был один украинец.
10 мая — за $2 млн выкупили у пиратов болгарский сухогруз "Маласпина касл". Он простоял в плену месяц. Среди экипажа было двое украинцев.
19 мая — сомалийские пираты через месяц освободили зерновоз "Патриот" под флагом Мальты. Среди членов экипажа был один украинец.
23 июня — через два месяца после захвата за $1,3 млн освободили нидерландское судно "Марафон" с восемью украинцами на борту. Во время захвата один из наших сограждан погиб.
4 августа — освободили немецкий контейнеровоз "Ганза Стевенжер", на борту которого было двое украинцев. Судно 1,5 месяца простояло в плену. Пиратам заплатили $ 2,7 млн выкупа.















Комментарии