
С президентом Европейской ассоциации аккордеонистов Игорем Завадским, 39 лет, имя которого занесено в Книгу рекордов Гиннесса, мы договорились встретиться в столичном Доме актера.
Седая гардеробщица в синем халате, спросив, к кому я, по-деловому поинформировала:
— Сама Клодин Оше приезжала на его концерт в Киев! А футболист Роналдо купил его кассету за сто франков и попросил автограф, — продолжила она, вытирая гардеробную стойку. — К актрисе Ани Жирардо Завадский ходил на званый ужин...
Девушки оставляют в букетах телефоны. А одна после концерта предлагала массаж
Этот монолог прервал Игорь Завадский, забежавший с морозной улицы, на ходу снимая зеленую дубленку. Он опоздал на полчаса.
— Привет! — кинул Завадский нам с гардеробщицей. Мы зашли в маленькую гримерку, где теснились стол, тумбочка с электрочайником и несколько стульев.
Перед началом разговора он предупредил:
— Я эмоциональный человек. Перехожу с темы на тему. Буду говорить сумбурно. Иногда что-то говорю не то, а потом жалею.
В подтверждение последнего тезиса вспомнил, как 11 лет назад на концерте в Киеве под наплывом эмоций пригласил на новоселье всех слушателей, которые были в зале. Он тогда как раз переехал из Запорожья в Киев, купив однокомнатную квартиру на Подоле.
— Людей пришло! Стояли даже на лестнице. Особенно много было девушек... — смеясь, вспоминал Игорь. — Девушки часто знакомятся со мной под видом журналисток, — он лукаво-пристально взглянул на меня. Пришлось доставать из сумочки удостоверение. Завадский долго изучал документ, даже печать.
— А бывает, девушки оставляют в букетах телефоны, записки, стихи. Одна после концерта предлагала массаж, — не замолкал он. — Как-то в Париже на концерте познакомился с симпатичной юристкой Миррей Роуз. Потом два года жили в гражданском браке. Я летал во Францию, она — в Украину. Мирей жила в провинциальном городке под Парижем, название забыл. Но мне был не по душепрагматизм французов, а она не собиралась переезжать в Украину...
Так вы не женаты? — уточнила я.
— Моя вторая половина – аккордеон, — несколько пафосно заявил Игорь. — А в женщин влюбляюсь... раз в два дня... — сказал он и рассмеялся. — Руку и сердце впервые предложил девочке, которой было 14 лет, в музучилище. Терпеливо ждал, когда ей исполнится 17, но она и тогда мне отказала. Сказала, что не выйдет за мужчину, для которого главное — музыка.
Спросила о его семье.
— Я был седьмым, наименьшим, ребенком в шахтерской семье. Когда родился, отцу уже было 50... Он недавно умер, а братья выехали из Киева...
Игорь вспомнил, как мама пела в ансамбле, а отец аккомпанировал ей на аккордеоне.
— Ночи маленький часто проводил возле папиного инструмента, старался тихонько играть. — Завадский почему-то заговорил о себе в третьем лице. — Для меня было прозрением, что на аккордеоне можно исполнять все: Баха, Пьяццоллу, Альбинони. Я хотел доказать, что это не свадебный инструмент! Преподаватели в Киевской консерватории "бились" за меня. — Лицо Игоря вдруг помрачнело. — Но у меня не было аккордеона, не мог участвовать в конкурсах. Даже экзамены сдавал на чужом инструменте. И в конце-концов обо мне забыли.
Я был седьмым, наименьшим, ребенком в шахтерской семье
Кое-кто говорит, что вы называете аккордеоном баян.
— Баян и аккордеон — это одно и то же! — оживился Игорь. — В начале XIX столетия в Вене мастер Кирилл Демиан запатентовал аккордеон: на нем с обеих сторон были кнопки. Клавиши появились только через 50 лет. А еще через полстолетия в России кнопочный аккордеон назвали "баяном" — от имени Боян. "Баян" — слово местечковое, в мире этот инструмент называют аккордеоном.
Играл и видел, как она плачет
Я попросила рассказать о его первой серьезной победе.
— На международном конкурсе аккордеонистов, в Италии, у меня заклинило кнопки, — снова перешел на веселый тон Игорь. — Но у меня в кармане была отвертка — подкрутил и доиграл до конца.
Тогда Завадский получил один из самых престижных в мире музыкальных призов — "Золотую лиру".
А потом?
— Потом на моих концертах в Киеве появились телевизионщики. Как-то перед одним таким выступлением пошутил: "Только бы новый аккордеон не подвел". И как накаркал! На концерте заклинило кнопки. Объявили технический перерыв, который затянулся на 40 минут! — он сделал круглые глаза. — И когда пресс-секретарь привез старый инструмент, новый вдруг заработал. Наверное, приревновал, — мило засмеялся Игорь. — Такого ужаса я еще не ощущал никогда. Но рецензии были хорошие. Только одна журналистка написала, что Бах перевернулся бы в гробу, если бы услышал токкату и фугу ре минор в моем выполнении.
Вы часто выступаете с оркестром?
— С оркестром — нет, а вот с солистами охотно играю. Почти без репетиций, — похвастался он. — Вот с солистом симфонического оркестра Национальной оперы Юрием Василевичем договорились, как будем выступать, и - разъехались по домам... Я не видел, но говорили, что у Василевича на концерте из-за эмоционального исполнения даже губа треснула, пошла кровь...
А какое выступление запомнилось больше всего?
— В словенском городе Марибор, в 1994 году, во время Дней культуры Киева. Я должен был записать концерт для радио. Журналистка предупредила, что придется играть в пустом зале. Я попросил ее сесть в партере. Играл и видел, как она плачет. Тогда понял, что вдохновения достоин даже один зритель.
За что вас записали в Книгу рекордов Гиннеса?
— Это было 2004-м, в канадском городе Кимберли. Тогда в огромном Дворце спорта собрали 664 аккордеониста. Я был в "дирижерской группе", вместе с лучшими музыкантами Австралии, США, Шотландии. Наименьший сбой разладил бы весь оркестр. Музыка звучала 29 минут 30 секунд. Самой молодой участнице эксперимента было три года, самому старшему — 90. Мы побили рекорд 2000 года, установленный в Нидерландах: тогда аккордеоны играли в унисон 22 минуты.
Под конец разговора выяснилось, что мы оба близоруки.
— Пока не надел линзы, не ходил на фуршеты, — признался Игорь. — Как-то положил салат соседке на платье вместо своей тарелки, — он засмеялся. — Ее мужчина выставил мне счет.
Положил салат соседке на платье вместо своей тарелки
Спасло лишь то, что за меня заступились организаторы...
Уже девять лет подряд на свой день рождения — 20 января — Завадский выступает в Киеве. На этот раз впервые концерт состоится во дворце "Украина".
— На вырученные деньги я куплю аккордеоны для одаренной молодежи, — пообещал Игорь.
1966 – родился в городе Инта, на севере России
1973 – пошел в первый класс музыкальной школы в городе Экибастуз (Казахстан)
1991 – директор дома культуры в совхозе "Бориспольский" на Киевщине
1994 – получил "Золотую лиру" на международном конкурсе в Италии
2004 – записал четвертый, любимый, альбом "Даниельф" 2006 – вышел пятый альбом
Комментарии
4