
Леонид Фартушняк из Хмельницкого уже на пенсии устроился в колхоз, делал электродвигатели. В1991-м ему дали пай и 16 соток земли под застройку. Денег на материалы не было, поэтому решил строить из бутылок.
— Жена начала кричать, что меня люди засмеют, — рассказывает 78-летний Леонид Григорьевич. — А я ей говорю: завезешь стройматериалы — построю. Она и замолчала. А я все рассчитал. Моя квартира в Хмельницком у железнодорожного вокзала. Там в скверике приезжие и встречающие оставляли кучу бутылок. Каждое утро собирал полный рюкзак, а, бывало, еще и две сумки. На электричку — и на дачу.
До села Масовцы ехать 40 мин. Леонид Григорьевич достает игральные карты. Подсаживаются двое его знакомых. Дорогой играем в дурака. — Однажды собираю бутылки, а ко мне подходит какой-то и говорит: "Что ты здесь собираешь. Это моя территория". Хорошо, что Барс подбежал. У меня была собака лайка. Фартушняк отбирал бутылки из-под шампанского и литровые из-под водки. Они объемнее и крепче. А главное: никому не нужные, потому что их не принимали. От железнодорожной станции идем полем, селом — минут 15. Дом сверкает на солнце. Днища бутылок выходят наружу. От мороза укрылись инеем. За калиткой к дому ведет стеклянная дорожка — около метра в ширину и 10 м длиной. Леонид Григорьевич разжигает печь. — Сейчас будет тепло. На улице мороз, а в доме плюсовая температура. Каждую бутылку я затыкал пробкой. Обрезал и одевал пластиковую полторашку. Дно — наружу, пластик –внутрь. Получается воздушная подушка. Зимой хранит тепло, а летом здесь прохладно. Из подвала хозяин приносит груши, яблоки, орехи. Застилает табуретку газетой. Из угла достает полуторалитровую бутылку красного вина. — В этом году я сделал 60 литров — из яблок, абрикосов, малины. А это из вишен.Отбирал бутылки из-под шампанского и литровые из-под водки. Они объемнее и крепче
Фартушняк работал учителем трудового обучения. Женился, у него есть дочь, сын, внуки и пять правнуков. В 2000-м расстался с женой Линой. Вместе прожили 42 года. — Жена еврейка, поехала с детьми в Израиль. А чего я должен туда ехать? — говорит Леонид Григорьевич. — Смолоду накатался по миру. Лучше, чем в Украине, мне не было нигде. Всю жизнь скитался по съемным квартирам. А здесь и квартира, и дом. В прошлом году сын приезжал. Говорит, продавай все и приезжай в Израиль. Даже нашел покупателей. Давали за квартиру и дом 100 тысяч долларов. Говорил сын: "Папа, за такие деньги ты будешь там жить припеваючи". А я не согласился. Для дома Леонид Фартушняк собрал около 20 тыс. бутылок. Строил почти 10 лет. Но не истратил ни единой копейки. — Я подрабатывал в селе. Все знали, что я строю. А я так: перематываю людям моторы к стиральным, пылесосам, а денег не беру. Они мне то песок завезут, то цемент дадут. Один тракторист привез почти тысячу бутылок. Дом размером 5 на 7 м. Высота стен 2,20 м. Пол сделан из вкопанных бутылок, как и дорожка на улице. Сверху — ламинат. В меньшей комнатке печка. Дом держат шесть кирпичных колонн. — Кирпичные колонны делали строители. Крыша — из добротных балок. Шифер также выписали в колхозе. Потолок сначала я хотел сделать из сетки и набросать на нее цемент. А потом думаю: "Стоп. Он будет тяжелым". Тогда я снизу подбил досками, внутрь положил пустые пластиковые бутылки вперемешку с опилками. Сверху забил досками. И легкий, и держит тепло. В стеклянном доме есть два окна. Подоконники сделаны из плоских бутылок.Есть такие, которые напрашиваются на 100 грамм. Но водку я пью раз в неделю
— Сначала хотел окна не делать. Думал, что будет и так много света. А потом представил: а когда пасмурно? Почти в каждую бутылку вставил пробку: зеленую, желтую, синюю. Когда солнце, стены словно ковер. А солнечные зайчики бегают по всему дому. Жениться во второй раз Леонид Григорьевич не хочет. — Ко мне часто заходят подружки, — говорит. — У меня есть квартира, тысяча гривень пенсии, картошка, свекла, морковь, фасоль, яблоки с дачи. Много женщин было, а хотелось, чтобы была одна. Они приходят, а здесь нужно работать на даче. Жениться же просто так… По нашим законам через несколько месяцев она может подать на раздел имущества. А с мужчинами я почти не дружу. Есть здесь такие, которые напрашиваются на 100 грамм. Но водку я пью раз в неделю. Ежедневно перед обедом Леонид Григорьевич выпивает стакан домашнего вина.
Комментарии
1