Киевский профессор Дмитрий Горбачев, 70 лет, живет в двухкомнатной квартире старого дореволюционного дома на Печерске. Он открывает дверь в синих спортивных штанах и зеленой футболке.
— Только что с пробежки вернулся, — говорит Дмитрий Емельянович. — Вот, почитайте пока что, — протягивает очень толстую книгу в глянцевой обложке. — Здесь обо мне написано, но почему-то в форме некролога.
На письменном столе тускло сверкает компьютерный монитор. "Ал-ле, мо-мо!", — гоблинским голосом верещит за стеной мобильный. В дверях появляется женщина в зеленом халате с телефоном в руках:
— Может, вы знаете, как им пользоваться? — спрашивает растерянно.
Сестра хозяина Ирина Горбачева, 73 года, зашла в гости к брату. Она — директор музею "Духовные сокровища Украины".
— Дима еще студентом занимался культуризмом. Это тогда запрещалось, — рассказывает женщина.
Дмитрий Емельянович возвращается из ванной. Пахнет одеколоном.
— Я тогда запросто 110 кг выжимал, — говорит он. — Еще недавно гирями баловался. Но потянул сухожилие. Дочь запретила, она врач. Говорит, что у меня ветхий позвоночник.
На полу стоит картина "Испанка".
— На экспертизу мне принесли, — говорит Горбачев. — Это робота художника Александра Головина. До революции он был главным декоратором петербургских императорских театров.
В искусство я попал случайно, — рассказывает хозяин. — В 1959-ом закончил историко-философский факультет Киевского университета. По специальности работу не нашел. В Музее украинского искусства освободилась вакансия экскурсовода. Я подал анкету. Меня в 22 года взяли главным хранителем музейной коллекции. Это очень высокая должность — все равно, что заместитель директора.
В вашей анкете было что-то особенное?
— Мой отец Емельян Григорьевич Горбачев был старым большевиком и профессиональным революционером. Его именем названа улица на Нивках. В 1911 году отец принимал в партию Кагановича. А в октябре 1917-го вместе с арсенальцами выступил против Центральной Рады. По приказу Михаила Грушевского его арестовали. Рабочие обесточили здание Центральной Рады, и отца вынужденны были отпустить. В годы военного коммунизма он был директором московского завода "Серп и молот". За то, что в обход действующих тогда законов договорился о поставках дров с коммерсантами, на него "настучали" Ленину. Вызвали в Кремль. В кабинете вождя было очень холодно, а сам Ильич сидел за столом в пальто. "Мы здесь мерзнем, — говорит, — а вы за нашими спинами с буржуями договариваетесь?!". Отец пообещал отправить в Кремль два вагона дров. Он шесть раз с Лениным встречался.
Вдовы художников дарили мне работы своих мужей
В 1938 году его арестовали, — продолжает Дмитрий Емельянович. — За то, что вместе с Петровским и Чубарем якобы готовил заговор против Сталина, Молотова и Калинина. А через год и два месяца освободили. Отец верил в коммунистические идеалы, дружил с Орджоникидзе. Но Сталина ненавидел, называл "рябым карликом".
Дмитрий Емельянович садится за стол. Рассказывает, как ему попали в руки картины "художников-формалистов", которые случайно не уничтожили:
— Порезанные, покареженные, они были накручены на вал. Я раскрутил их и опешил. Это были работы Пальмова, Богомазова. Одна из безымянных картин оказалась работой Александры Экстер, другая — Эль Лисицкого. В настоящее время на аукционе "Сотбис" работы этих мастеров покупают за миллионы долларов.
За контакты с зарубежными искусствоведами в 1970-ом Горбачева выгнали с работы.
— Жена Лиля очень переживала, — вспоминает он. — Она заведовала детской редакцией на УТ, создавала "На добраніч, діти". И "дедушку Панаса" — актера Петра Весклярова — на телевидение привела, и молодую Нину Матвиенко. Лиля долго болела, ушла из жизни в 50 лет.
Дмитрия Горбачева приглашали консультантом на аукционы "Кристи" и "Сотбис" в Париже и Мюнхене. Спрашиваю, собрал ли собственную коллекцию.
— Лиля мое скромное собрание называла "коллекцией вдов". Вдовы художников дарили мне работы своих мужей. Бизнес на этом я не делал. Только одну картину — "Натюрморт" Александра Богомазова — в 2000-ом обменял на эту двухкомнатную квартиру. До тех пор мы жили в маленькой квартире вместе с семьей дочки Анны.
Вспоминает, как консультировал участников аукциона "Сотбис".
— Мюнхенские супруги Корецких купили коллекцию абстрактных картин. Приятели отговаривали их. Говорили: "Здесь ничего не нарисовано, никто никого не убивает". А это были полотна Малевича, Татлина, — рассказывает восхищенно. — Так Корецкие стали миллионерами. А потом выставили одно полотно Экстер на "Сотбис". Французский искусствовед Андре Наков засомневался в его оригинальности. Они обратились ко мне. Я подтвердил, что это — оригинал.
А подделки попадались?
— Как-то обратились из лондонской компании "МакДуглас": "Нам привезли скульптуру Александра Архипенко из коллекции его родного брата Ивана, который до 1920-ых жил в Минске". Я знаю лишь об одном его брате — Евгении, министре Центральной Рады, — говорит профессор. — Брат Иван оказался мифом. А скульптура, может, и настоящая — я ее не видел.
1937, 13 октября — Дмитрий Горбачев родился в г. Алапаевск Свердловской
области России
1954 — окончил киевскую с/ш N71; поступил в столичный университет на
историко-философский факультет
1959 — принят на работу в Музей украинского изобразительного искусства
1966 — родилась дочка Анна
1970 — по инициативе КГБ уволен с работы
1990 — умерла жена Лилия
Профессор Киевского театрального университета им. Карпенко-Карого Организует
выставки украинских авангардистов в Украине и за рубежом Консультант аукционов
"Кристи" и "Сотбис"
Комментарии
2