4 июля от инфаркта умер скрипач Богодар Которович. За день до смерти он отметил 68-летие. — Никто этого не ожидал, — говорит скрипач 32-летний Евгений, подкуривая сигарету. Он стоит около центрального входа столичной консерватории.
Говорит, три года играет в ансамбле "Киевские солисты", созданном Которовичем.
— Я звонил ему третьего утром. Телефон постоянно занят был, получилсь только с пятой попытки. Богодар Антонович говорил, что с семи утра его поздравляют. Он был самым приятным человеком среди моих знакомых. Веселый, оптимист. Никто не знал, что его волнует или тревожит. Всегда был в движении. Умер, поднимаясь по лестнице в квартиру.
Под стенами консерватории собралось около сотни человек с цветами. Много студентов. Которович руководил кафедрой скрипки в столичной консерватории. У каждого студента за спиной — футляр с инструментом, к которому привязана черная лента в знак траура. Они стоят рядком около черного "мерседеса", который привез покойника.
За гробом идет дочь Богодара Антоновича — 34-летняя скрипачка Мирослава.
— Осторожно, ради Бога, осторожно, — шепчет, пока несут гроб по лестнице.
— Мирослава, какое горе! — бросается к ней женщина из толпы в растянутом зеленом свитере.
— Не сейчас. Без цирка, пожалуйста! — сдержанно отвечает та не останавливаясь.
Гроб ставят на стол посреди зала. Мирослава снимает черный шарф и берет в руки скрипку. К ней подходят с десяток музыкантов, играют адажио.
— Темный зал и две телекамеры. Это все, что смогла Украина, чтобы провести в последний путь такого человека! — возмущается бывший министр иностранных дел 78-летний Геннадий Удовенко. Идет к гробу, опираясь на деревянную резную трость. Держит 12 белых гвоздик. Руки трясутся, и цветы из букета один за одним падают на пол.
— Богодара знал с начала 1990-х, когда работал представителем Украины при ООН в Нью-Йорке. Он часто гастролировал в Штатах. Там таких гениев на ура принимают. Сколько раз его уговаривали остаться. Золотые горы обещали. А он им: "Я — украинец, и мое место там".
— Да, говорил Богодар: "Смелые едут, а самые смелые остаются", — подхватывает ректор Львовской музыкальной академии Игорь Пилатюк, 55 лет.
— Вчера весь вечер смотрел в прямом эфире похороны Майкла Джексона, — наклоняет голову Удовенко. — Три миллиона людей собрались. Не думаю, что Джексон был более талантлив. Богодар — единственный скрипач- неитальянец, который играл на скрипке Паганини. В 1999-ом сыграл два аншлаговых бенефиса в Нацопере на знаменитом инструменте, который на два вечера привезли в Киев специальным рейсом. Это же какой авторитет нужно иметь, чтобы тебе доверили такой инструмент.
Студент- четверокурсник Максим рассказывает, что его учитель коллекционировал скрипки.
Последние годы играл на скрипке XVIII века. Такие инструменты стоят десятки тысяч евро. Когда у кого-то из студентов не было скрипки, он приносил свои из дома.
Спикер Владимир Литвин кладет в гроб букет роз. Молча крестится и уходит. На лестнице его останавливает журналистка с микрофоном.
— Владимир Михайлович, может, дадите комментарий на камеру? — просит.
— Девушка, не мешайте. Владимир Михайлович опаздывает на важную встречу, — басом отвечает охранник, отталкивая ее локтем.
Скрипача отпевают 2 ч. во Владимирском соборе. Хоронят на Байковом кладбище, рядом с писателем Павлом Загребельным. На могиле Богодара Которовича стоит дубовый крест, перевязанный рушныком.
— Кто теперь за нас вступится? — переговариваются студенты. — С ним мы себя людьми чувствовали, а не неграми на плантациях. Когда в Тунис на концерты ездили, то жили в пятизвездочных гостиницах. После его смерти о нас вообще забудут.
Богодар Которович родился 3 июля 1941 года в польском городе Грубешове. Музыкальное образование получил во Львове. После первого курса Львовской консерватории его пригласили в Москву.
В 1971-ом получил гран-при конкурса им. Паганини в Генуе. В 1984-ом создал инструментальный ансамбль "Киевские солисты". Сначала выступал с ним в легком жанре — на летней эстраде Мариинского парка. Преподавал в консерватории австралийского города Сиднея.
В Харькове открыл первый международный конкурс юных скрипачей, который носит имя Которовича.
Был женат дважды. Дочка Мирослава — от первого брака с арфисткой Наталией Кметь, сын Антон — от пианистки Евгении Басалаевой. Обеим женам оставил по квартире. Сам снимал жилье около консерватории.
Комментарии