вторник, 01 ноября 2016 07:35

"Родители, когда нежничали, разговаривали только на украинском"

 

— В начале 1990-х Богдану Дмитриевичу предлагали баллотироваться в президенты. Но отказался. Считал, что президентом Украины должен стать человек, который всю жизнь здесь прожил. Если бы согласился, это был бы большой импульс для развития нашего государства, — говорит мэр Львова Андрей Садовый, 48 лет. Утром 28 октября пришел в Международный институт менеджмента в столице. Здесь прощаются с благотворителем и меценатом Богданом Гаврилишиным. Умер в понедельник 24 октября после инсульта. Имел 90 лет.

Церемония прощания проходит в конференц-зале на пятом этаже. В фойе на плазменном экране показывают снимки с Богданом Гаврилишиным. На одном он улыбается своим студентам. На втором жмет руку заместителю госсекретаря США Виктории Нуланд. Сбоку на столе лежит книга памяти. В ней все желающие могут записать свои воспоминания об усопшем и выразить соболезнования его семье. За несколько минут у книги собирается очередь.

— Отец отошел со спокойной душой, — рассказывает дочь Богдана Гаврилишина швейцарская бизнес-вумен Христина Гаврилишин-Батрух, 52 года. Она в коротком зеленом жакете поверх черного платья. Похожа на отца — имеет высокий лоб, прямой нос и небольшие глаза. Говорит с акцентом.

— Мне в детстве он повторял: "Все, что хочешь, сможешь реализовать. Верь в себя, и другие в тебя будут верить", — продолжает женщина. — Когда впервые побывала в Украине, сказала отцу: "Папа, жизнь в Украине не наилучшая". Он ответил: "Но Украина имеет потрясающий потенциал. Да и люди там не такие, как везде, — они добрые и мудрые".

Разговаривали с ним лишь на украинском, потому что он так хотел. Родители между собой могли говорить на английском. Но когда нежничали, то разговаривали лишь на украинском.

В зале играет траурная музыка. У гроба стоят корзины с цветами и калиной. Людей немного. Преимущественно бывшие студенты Богдана Дмитриевича и работники его благотворительного фонда, который поддерживал молодых талантливых украинцев.

— В последний раз видел Богдана Дмитриевича за два дня до смерти, — рассказывает глава правления благотворительного фонда Гаврилишина 64-летний Анатолий Дяченко. — Был у него дома. Он лежал в кровати. Разговаривать не мог. Лишь поздоровался кивком головы.

За несколько дней до его юбилея 19 октября встречал Богдана Дмитриевича в аэропорту — прилетел из Швейцарии. Выглядел слабым. Идти к авто сам не мог, потому что ноги не слушались. Вели его под руки. А потом никак не могли вытянуть из машины. Жаловался, что сильно болят руки и плечи.

Свои дни рождения Богдан Дмитриевич никогда громко не праздновал. В семье это не было заведено. Отмечал в узком кругу. В этом году решили сделать ему сюрприз. Тайком организовали юбилейный вечер во дворце "Украина". Но неожиданности не вышло. За несколько месяцев до юбилея Богдану Дмитриевичу позвонил директор дворца и спросил, что ему нужно для того, чтобы вечер вышел на славу. Гаврилишин ответил: "Ничего. Главное, чтобы молодежь пришла". Молодых очень любил.

Анатолий достает из кармана белый носовик. Вытирает слезы.

— Богдан Дмитриевич имел плотный график, — продолжает мужчина. — Встречи были расписаны по минутам. Всегда переживал, что куда-то не успеет. 17 октября должен был встретиться с главой государственного архива. Хотел передать свою переписку и фотографии с президентами. Волновался, чтобы она состоялась. Но встречу отменили. Пойти на нее Богдан Дмитриевич не имел сил.

Прощание в институте длится до 14:00. После того под аплодисменты четверо мужчин выносят гроб на улицу и ставят в черный катафалк. Везут в церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле.

В небольшой церкви вокруг гроба стоит несколько десятков людей. Под стеной на стульях сидят вдова Гаврилишина Леонида Петровна с дочерьми Христиной и Патрисией, сыном Олесем.

Патрисия — сооснователь украинско-швейцарской медицинской группы. Христина имеет собственную юридическую фирму в Женеве. Олесь живет в Киеве. Работает в бизнесе, который занимается техническими новинками.

— Богдан Дмитриевич и Леонида Петровна поженились в 1950 году, — рассказывает бывший студент Гаврилишина 54-летний Александр Ткаченко. — Она никогда не работала. Свою жизнь посвятила мужу и детям. Всегда встречала и провожала гостей мужа. Вкусно готовила. Богдан Дмитриевич больше всего любил борщ и вареники. Говорил: "Перепробовал тысячи разных блюд. Но украинская кухня всегда была для меня самая вкусная".

Присутствующие внутрь не вмещаются. Кое-кто стоит на лестнице перед церковью. Почти все держат в руках свечи. Ладонями заслоняют пламя от ветра.

Через час отпевания священник делает перерыв. Первыми из церкви выходят родные покойного. Дети ведут под руки Леониду Петровну. Женщина плачет, едва переставляет ноги. С родными садится в черную "Тойоту" и уезжает.

Тело Богдана Гаврилишина кремировали. Где похоронить — в Украине или Швейцарии — родные еще не решили.

Прочитанные книжки старался кому-то подарить

Богдан Гаврилишин занимался плаванием и катался на лыжах.

— Часто приглашал поиграть в теннис, — рассказывает 59-летний Сергей Штефан, бывший студент Международного института менеджмента в Киеве. Учебное заведение Гаврилишин основал в 1990-м. — Играл технично и красиво. Особенно радовался, когда удавалось красиво передать мяч или отбить его. В последний раз играли с ним четыре года назад.

— Любил читать, — говорит глава правления благотворительного фонда Богдана Гаврилишина Анатолий Дяченко. — Все прочитанные книжки старался кому-то подарить или отдать в библиотеки. В свободное время расписывал, какую книжку в какой университет лучше передать.

— Хоть всегда был занят, но каждое воскресенье посвящал детям — мне, сестре и брату, — говорит дочь Христина Гаврилишин-Батрух. — С ним плавали, играли в теннис, катались на лыжах. Отец любил играть на гитаре, петь украинские песни. На праздники с мамой пели дуэтом. Больше всего любили "Два кольори".

Сейчас вы читаете новость «"Родители, когда нежничали, разговаривали только на украинском"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть