Гончар из Луцка Иван Панков, 35 лет, на выходные часто приезжает в Музей народной архитектуры и быта на столичной околице Пирогов. Тут учит давнему ремеслу всех желающих и продает собственные изделия.
— Платы ни с кого не беру: глина и гончарский круг — бесплатно. Вот здесь стоит кринка, — показывает надтреснутый сосуд с надписью "мусорник". — Кто считает нужным, бросает туда копеечку. После того, как подписал его, денег стали бросать больше.
Приглашает заглянуть в сосуд. Там, кроме бумажных купюр на 5, 10 и 20 грн., звенят монеты. Кто-то из посетителей оставил 10 евроцентов. Попадаются деньги из Узбекистана, Китая, Грузии.
— У меня дома целая коллекция со всего мира, — хвалится.
Гончарный круг Иван Панков поставил под черемухой, во дворе приземистого домика под крышей. На столе — макитра с водой и стеки для узоров. Одет в льняные штаны и рубашку. Осень, но гончар работает босиком. Это, чтобы крутить круг, объясняет:
— В мастерской работаю, когда становится совсем холодно.
Берет из кадки кусок размоченной глины, разгоняет гончарный круг. Смачивает руки и начинает крутить:
— Видите, что выходит?
Через минуту глина под его руками приобретает форму подсвечника. Гончар отдает его посетительнице музея, которая наблюдает за его работой. Приглашает что-то вылепить и других.
Печь для выжигания построил на даче за 7 тысяч гривен
— Я окончил милицейский вуз, десять лет проработал в милиции экспертом-криминалистом, — рассказывает о себе. — Но как-то побывал в Киеве на Андреевском спуске. Там устроили ярмарку народных мастеров. Понравилось. И я сменил занятие.
Помещение для гончарной мастерской нашел кум. Это две комнаты в подвале жилой двухэтажки на ул. Коперника в Луцке.
— Теперь горсовет требует арендную плату — 790 гривен в месяц, — жалуется. — До сих пор мы ничего не платили, потому что частное предприятие оформили на моего ученика-инвалида. Только электричества ежемесячно сжигаем на сотню-полторы гривен.
Гончарные принадлежности Иван Панков изготовил собственноручно. Купил стальную пластину толщиной 2 см. Из нее вырезал основу и круг диаметром 80 см. Гайками и болтами прикрепил их на стальной оси. Сверху привинтил более узкий диск. На нем и крутит глину. Гончарный круг весит 80 кг. На все детали мастер потратил больше 1200 грн.
На собственной даче, за 15 км от Луцка, построил гончарную печь свыше 2 м в длину и 1 м в высоту. В ней выжигает посуду и фигурки из сырой глины. Фундамент высыпал из щебня и песка. Огнеупорный кирпич купил за 4 тыс. грн. Еще на 1,2 тыс. привез песка и силикатного кирпича. Внутри печи вмонтировал керамические трубы и турель.
— Это для равномерного выжигания черепков, иначе те, что снизу, перепекутся, — объясняет. — Дрова закладываю в углубление под печью. Оттуда жар поднимается к черепку.
Делать печь Иван приглашал мастеров. Управились за месяц. В целом потратил свыше 7 тыс. грн.
— Много умельцев ставят муфельные печи. Это что-то наподобие микроволновки. В них посуда выходит хуже. И глина просто желтая, — объясняет Панков. — А наши кринки черные. Я их потом вручную зачищаю. Такие на много лучше.
Раз в полгода заготовляет двадцать мешков глины. Копает и сам складывает ее в грузовик, который нанимает за 300 грн. В мастерской размачивает и делает посуду. Потом она должна высохнуть. Иван пакует их в картонные коробки из-под бананов, везет выжигать в печи. За раз влезает 14 ящиков, говорит. На выжигание нужно одни сутки.
— Жители столицы глиняную посуду разбирают, — говорит гончар. — За два выходные вторговываю от 100 до 150 гривен. Бывают крупные заказы. Приходят знаменитости. Ющенко делал глиняные абажуры для беседки. С него денег не брал. Это честь дарить свои работы таким людям.
За свистки Иван Панков просит по 3 грн, за кружки — 30 грн. Горшки и кринки — от 20 до 40 грн. Можно и поторговаться, заверяет:
— Семье моего заработка хватает.













Комментарии