Ексклюзивы
четверг, 01 марта 2007 18:59

Валерий Гнатюк считает конструктора Яковлева убийцей

Автор: фото: Владимир ЛУКЬЯНЧУК
  Лучанин Валерий Гнатюк у себя дома. Он в совершенстве изучил стратегию и тактику воздушного боя Второй мировой войны
Лучанин Валерий Гнатюк у себя дома. Он в совершенстве изучил стратегию и тактику воздушного боя Второй мировой войны

Сотрудник банка "Аваль" 36-летний лучанин Валерий Гнатюк  собрал 120 миниатюрных моделей самолетов-истребителей Второй мировой войны. После доработки еще 70 новых моделей волынянин будет иметь самую большую в Украине коллекцию.

В квартире Гнатюков в центре Луцка две из трех комнат специально отведены для самолетов. Пластмассовые модели расположены на полках, серванте, столах и на подоконнике. Настоящий аэродром устроили в комнате бабушки. Старушка одобряет хобби внука и не возражает против постоянного пополнения коллекции.

Валерий в белой сорочке с галстуком встречает меня за письменным столом с тряпкой в руках — протирает спиртом немецкие "Фокке-Вульфы".

— Кто-то тратит деньги на вино и женщин, а я — на самолеты, — смеется он и берется за модель " Як-9". — Моей коллекцией можно проиллюстрировать хороший кусок истории войны. Но истории правдивой, без легенд и мифов.

Валерий 20 лет увлекается авиамоделированием. В десятом классе склеил свой первый английский учебный биплан "Джипсимот". С тех пор коллекция пополнилась 120 советскими, немецкими, английскими, японскими и американскими истребителями. Сейчас экспонирует коллекцию в музеях Украины. В прошлом году его самолетики в сопровождении документальных фотографий и информационных стендов полгода выставляли в Волынском краеведческом музее.

— Половину самолетов я сам выпиливал, копировал из белорусского журнала "Аэроплан", — Валерий тычет пальцем на высокую стопку брошюр. — В Минске существует серьезный клуб моделистов, которые по всему миру ездят. А еще Лукашенко сохранил государственную фабрику игрушек. Там хорошие авиамодели штампуют. В Киеве появилась фирма "Эй Си Эм". Она радует нас, моделистов, нормальным качеством самолетиков.

Лукашенко сохранил фабрику игрушек

Обычно коллекционер охотится за моделями итальянской фирмы "Италери" и японских заводов "Хасигава" и "Дракон". Их миниатюры сохраняют реальные пропорции, они исторически правдивы и качественны. Цена модели — 60–80 грн. Украинские, российские и немецкие стоят 20–25 грн.

— Я собираю истребители с масштабом 1:72 — это оптимальные размеры для моделей самолетов, — говорит Валерий. — В масштабе 1:35 выпускают танки, пушки и грузовики. 1:44 — масштаб подводных лодок, а 1:32 — военно-исторических миниатюр, солдатиков. Их тоже нужно клеить: ноги, руки, каска, автомат и ранец — все отдельно.

Гнатюк осторожно достает с полки любимую модель советского истребителя " Ла-5". По ночам сидел над ней целых полгода. Рассказывает, что тратит на монтаж одной модели до двух недель. Однако самодельный самолет собирает несколько месяцев. Чтобы придерживаться правдивости, предварительно перечитывает техническую и историческую литературу. Благо, хватает книжек по авиамоделированию.

— Теперь не нужно рассказывать, что наш "Як" был лучшим истребителем Второй мировой, — коллекционер листает книгу "Военная авиация". — Это самое большое всего г?но, которое летало в войну. Могилу конструктора Яковлева нужно сравнять с землей. Столько летчиков угробил! Потому что открывал ногой двери в Кремле. А нормальные ребята Таиров, Петляков и Поликарпов сидели в ГУЛАГе, но конструировали намного более надежные самолеты.

По словам Валерия, истребителей на "Яках" считали смертниками. В отличие от немецкого " Фокке-Вульфа-190" с четырьмя пушками и пулеметом на вооружении, у советских " яковле вых" был один пулемет. До 1944-го эти самолеты делали из фанеры, только двигатель — из металла. Не удивительно, что немецкие асы сбивали по 80–100 советских самолетов. Даже во времена советско-финской войны бе лофин н Айно Иутилайне поджег 98 советских "Яков".

— Наш ас Кожедуб сбил всего лишь 62 немецких самолета. И то ему повезло, что летал на " Ла-5" и " Ла-7", — продолжает коллекционер. — В годы войны героя Покрышкина чуть не посадили за слова: "Как классно, что я летаю на "аэрокубе", а не на "Як" или "МиГ". Это правда, потому что на "Яках" никто из пилотов до 50 вылетов не доживал — их сбивали.

Шесть лет назад Валерий развелся с женой Татьяной. Она не разделяла увлечения мужа, не любила поэзию и не слушала рок-группу "Металлика".

Сейчас Валерий Гнатюк работает над своей книгой "Истребители Второй мировой войны". Хочет обстоятельно описать все основные модификации истребителей стран-участниц войны. В книге планирует разместить документальное фото моделей, их чертежи и короткое описание. Заодно напишет правду о советских и немецких самолетах, их противостоянии и самых известных воздушных баталиях.

— Не подумайте, что я фанат. Живу полноценной жизнью, даже стихи пишу. Следующую книгу хочу посвятить пилотам, — говорит на прощание Валерий и дарит свой поэтический сборник "Предел".

Об истребителе "Як" никто не вспоминает

За годы войны немецкие силы люфтваффе сбили около 80% собранных за Уралом истребителей "Як". Самолет девять раз переделывали и совершенствовали. И только модификация 1944 года " Як-9" с дюралюминиевым каркасом могла конкурировать с немецкими "Фокке-Вульфами". После войны самолет сняли с вооружения и приказали о нем забыть.
В целом во Второй мировой войне было задействовано около 300 моделей истребителей семи стран.

Сейчас вы читаете новость «Валерий Гнатюк считает конструктора Яковлева убийцей». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть