четверг, 09 ноября 2006 19:15

Зимой львовские часы отстают на несколько секунд

Автор: фото: Виталий ГРАБАРЬ
  Тарас Бас показывает механизм часов Львовской ратуши
Тарас Бас показывает механизм часов Львовской ратуши

"О, дверь открыта! Вероятно, экскурсия. Сейчас все больше людей хотят увидеть часы в ратуши. Город стал популярным, часовщики — тоже. Экскурсия дешевая — 2–3 гривни. В день Львова было столько желающих, что я боялся, чтобы лестница не сломалась", — рассказывает главный часовщик Львова 36-летний Тарас Бас. Уже более 20 лет он следит за самыми большими механическими часами города на верхушке башни львовской ратуши.

С четвертого этажа городского совета, за металлическими дверями, начинается узкая деревянная лестница, ведущая к часам. Всего 306 ступенек. Их еще называют "лестницей любви". Все чаще на верхушку ратуши приходят новобрачные и клянутся друг другу в любви.

— Проверенная временем, — Тарас стучит ногой по лестнице. — Уже немногие ступеньки скрипят, но еще крепкие. Я по ним каждый день по два-три раза спускаюсь и поднимаюсь. В семь утра а я уже наверху. Пока подкручу все – пот ручьем.

Чем выше, тем – холоднее. Слышно, как свистит ветер: сквозняки. Подходим к сердцу часов. "Цок-цок" — работают. Механизм длиной два метра растянулся вдоль всей комнаты. Стены вокруг жестяные, в углу — сбитый из досок   ветхий столик.

— Смастерил во время ремонта, так и стоит, — объясняет Тарас. — Ремонтируем часы не часто. Последний раз — полгода назад. Ходу хватает на двое суток, но, как и любая старая техника, часы могут сломаться. Они очень чувствительны к погоде. Мороз — отстают, жара — спешат. Ветер часто сбивает стрелки. Помню, как открутилась гайка, которая крепит полу тораметровую стрелку. Даже думать не хочу, чтобы могло случиться, если бы она упала вниз.

Часам нужно много ласки и смазки

Засучив рукава, мужчина начинает подкручивать механизм. От него на 40-метровых цепях свисают три больших гири по 80, 90 и 120 кг и маленькая — 15 кг. Каждую из них он поднимает, наматывая цепь на большие катушки. Устав, вытирает лоб.

— Здесь главное — знать все слабые места. Всегда шучу, что часам нужно много ласки и смазки.

Тарас Бас рассказывает, что львовяне очень внимательно следят за часами на ратуше. Бывает, звонят поздно вечером и сообщают, что часы идут неправильно или не "прозвонили" как следует.

— Тогда все бросаю и бегу на ратушу. Даже на день не могу отлучиться из города. За 20 лет еще ни разу не был на больничном. Как-то заболел гайморитом, в больнице сделали прокалывание. Нужно было дома полежать. Но где там. Должен идти на работу. Из носа кровь течет, температура, а я подкручиваю часы.

Главный львовский часовщик получает 400 грн зарплаты. Чтобы прокормить семью, вынужден подрабатывать. Что именно делает, не говорит.

Тарас Бас с женой, сыном, дочерью и пожилыми родителями живут вместе в трехкомнатной квартире.

— Даже на ремонт не можем денег насобирать, стены грибком покрылись. А когда-то было легче жить, — вздыхая, вспоминает Тарас. — Я работал на "Кинескопе", получал 400–500 рублей. Хватало на все. Потом завод закрыли. Зарабатывал, как мог — мыл машины, чинил обувь, устанавливал антенны. Отец тогда работал в городском совете кочегаром, электриком и часовщиком одновременно. Взял и меня к себе. Жаль, что он уже старый, не может по лестнице подниматься. Теперь вся надежда на меня.

10-летний сын Роман уже сам накручивает самую маленькую катушку. Мальчик очень любит смазывать механизм, знает все уголки.

—Каждое воскресенье, собирается со мной на работу. Хватает масле нку и давай смазывать детали. А имела больше любит наставлять время.

Часы бьют 11 часов утра. Громкий звук мешает беседе. Тарас жестами показывает, что нужно переждать. Закуривает сигарету.

— На праздновании города часы могли остановиться, — говорит, когда стихает бой часов. — Районный военкомат вызвал меня на собрание. От горсовета пришлось писать просьбу, чтобы часовщика освободили от военной обязанности. А когда мы переходили на зимнее время, часы дважды били три часа ночи. Механизм такой, что назад стрелки не переводятся. А переводить их вперед на 11 часов было невмоготу.

Механизм разработал австриец Вильгельм Штиль

Диаметр циферблата львовских часов — 2 м 70 см, длина большой стрелки — 2 м, малой — 1,5 м. Экскурсовод Лилия Баранская, 57 лет, рассказывает, что таких больших механических часов в Европе осталось всего двое — во Львове и в Вене. Механизм львовского смастерил австрийский часовщик Вильгельм Штиль в 1848 году.
Тогда же во львовской ратуше был пожар. Во время пожара часы были значительно повреждены, но секундный механизм чудом уцелел. Реставрация длилась два года. На верхушке ратуши есть колокол, который привезли из Австрии в 1851 году. На нем латынью написано: "Люди добрые, не проспите царствие Господнее". Говорят, если стать под колокол в "полный час" и задумать желание, оно сбудется. Колокол весит 700 кг и содержит 140 кг чугуна, по 280 кг меди и серебра.

Сейчас вы читаете новость «Зимой львовские часы отстают на несколько секунд». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть