В селе Гранитное Сарненского района Ровенской области в конце марта в Выровском карьере в полукилометре от населенного пункта прогремел взрыв. Через несколько часов крестьяне начали кашлять, а на третий день в селе массово вымерли куры. До сих пор никто не может сказать, что произошло возле Гранитного.
— В Гранитном не осталось ни одной курицы! Куры ходили как пьяные. Шли, качались со стороны в сторону, а после падали на землю. Гребни у всех были сиреневого цвета, — рассказывает возле сельского колодца 32-летняя Людмила Кругляк.
— У меня было десять кур, так умерли просто в курятнике, — жалуется женщина. — У соседки тоже десять. Сколько всего птицы погибло — никто не считал. Уже два месяца нет ни куриного мяса, ни яиц.
Мертвых кур крестьяне сразу прикопали или сожгли — боялись птичьего гриппа. У некоторых птицу забрали ветеринары на экспертизу.
— Дали вывод, что куры умерли от " чумки". А откуда эта зараза взялась, и почему до взрыва все было нормально? — размышляет 67-летний Мирон Филь. — У нас с женой было 30 кур, не держали ни козы, ни свиньи или коровы. Как теперь жить?
В селе говорят, что экспериментальный взрыв в карьере провел Павлоградский химический завод. Будто химики использовали промышленную эмульсионную взрывчатку "ЭРА", в которую добавляется смесовое твердое ракетное топливо. Оно опасно тем, что при высокой температуре сжигания может образоваться диоксин — токсичное вещество, которым был отравлен Виктор Ющенко. Диоксин попадает в организм с едой, водой или воздухом и подавляет иммунную систему.
Когда-то похожие взрывы завод проводил в криворожских карьерах Днепропетровской области — в соответствии с государственной программой утилизации ракетного топлива и боеприпасов. Но в конце марта сессия горсовета Кривого Рога запретила химикам утилизировать ракетное топливо вблизи города.
Две моих дочери и сын сразу начали сильно кашлять
Заказчиком работ на карьере возле Гранитного является предприятие "Карпатвибухпром", которое подчиняется павлоградца м для выполнения государственной программы. Председатель правления акционерного общества "Выровский карье р" Михаэль Фритцше заверяет, что все разрешения у них были, для волнения нет причин.
Крестьян доводы не убедили.
— Нас всех здесь отравить хотят! — считает Филь. — Везут ракетное топливо, взрывают, а после говорят, что мы все выдумали! Ветер с карьера дует просто на село. Даже рыба в пруде погибла. Зато в Вырах почему-то ни одна курица не сдохла. После взрыва в селе собрался митинг. Мы требовали запретить сжигать эту гадость!
Крестьяне жалуются, что после взрыва все дети в Гранитном переболели респираторными заболеваниями.
— Мои дочери и сын сразу начали сильно кашлять. Многие дети болели коклюшем. У взрослых тоже в горле царапало, — говорит Людмила Кругляк. — Многие переболели хроническим бронхитом, ангиной, воспалением легких.
В селе плохо и с водой.
— На все село два колодца, летом часто без воды сидим, — рассказывают крестьяне. — Огороду никто и не поливает, что выросло — то выросло. Чтобы сварить борщ или помыть руки, нужно ехать с ведрами на соседние хутора. А теперь еще и диоксином травят.
Водопровод и канализация в Гранитном есть всего у сорока семей, живущих в двух двухэтажных домах. Другие крестьяне несколько раз в день ходят по воду к колодцам. Техническую воду на стирку люди берут из пруда между селом и Вы ро вским карьером.
— А в самом карьере просто отрава, а не вода, — утверждает Филь. — Один шофер из "Карпатвибухпрома" остановился возле карьера руки помыть. Опустил в ту воду лицо, так теперь имеет проблемы — от подбородка до лба обсыпало какой-то гадостью! Не иначе, как после взрыва.
— А зачем было туда лезть? — отвечает сельский голова Водоворотов Юрий Солтис, 45 лет. — Это же отстойник. В воде могла быть селитра и солярка — из них раньше делали взрывчатку. Если в воду попала селитра, то она уже непригодна для мытья рук!
Голова убежден, что мартовский взрыв повлек больше паники, чем вред.
— Где уже я только не был — в прокуратуре, СБУ. Мой дом к карьеру тоже близко стоит — метров 500 будет. Но ничего такого в воздухе после взрыва я не почувствовал, — заверяет председатель. — А куры и раньше вымирали. Эпидемия коклюша — маловероятно.
Заводить новых кур крестьяне не спешат — говорят, вдруг будет еще взрыв и птица снова сдохнет.
Диоксина в воде не обнаружили
Первые пробы воды областная госэ кои нспекци я взяла через месяц после взрыва — 19 апреля. Количество сульфатов превышало норму в 1,7 раза. Других веществ в воде не обнаружено — остатков ракетного топлива и ди оксино в тоже.
На прошлой неделе в Гранитном снова работала комиссия.
Должны были набрать в канистры воду из карьера, потом выше и ниже по течению, — говорит 23-летняя Любовь Лазарец из Ровенской областной государственной экологической инспекции. Она приехала брать пробы воды на химический анализ. — Результат будет только через пять дней, когда из воды выйдет кислород. Передадим данные в санэпидемстанцию, а там определят, влияет ли вода на людей и природу.
Комментарии