
В 50 км от Луцка — в лесу возле села Журавичи Киверцевского района — запланировали построить пункт пребывания нелегальных мигрантов.
От центральной дороги до пункта для нелегалов — минут 25 ходу. Дорога выложена бетонными плитами. Сделано добротно, на годы — приют строят на территории бывшей военной части. Возле ворот дежурит охранник в военной куртке, житель села Журавичи Леонид Грицюк, 46 лет.
Разрешение на открытие приюта дала Киверцевская районная и Журавичевская сельская рады. Документы на согласование поступили из Киева от Госкома национальностей и миграции.
— Нам обещали до двухсот рабочих мест и газификацию сел. Потому и согласились, — говорит прежний председатель сельсовета Александр Шнетинберт, 60 лет.
Когда пункт начали обустраивать, запротестовали депутаты Волынского облсовета: с ними не согласовали строительство.
— Земельный участок выделили без законных оснований, — заверяет глава специальной депутатской комиссии ВладимирБанада, 53 года. — Нет проектно-сметной документации, выводов экологической экспертизы, не решен вопрос очистительных сооружений, даже не знают, для скольких мигрантов строят приют.
Хотя на обустройство приюта из госбюджета уже будто и потратили миллион гривен, депутаты заверяют, что в документах не отмечено, кто в дальнейшем будет финансировать строительство и финансировать заведение. Нигде вообще не задокументирован вопрос газификации близлежащих сел. Говорят, строить приют в частной беседе решили два товарища-генерала.
— Договорились Геннадий Москаль, бывший милиционер, который тогда руководил Нацкоммиграции, и прежний милиционер Анатолий Француз — тогда губернатор Волыни, — говорит депутат облсовета. — Эти милицейские генералы были приятелями.
Кто будет потом болезни лечить
Владимир Банада вместо постройки нового приюта на Волыни предлагает модернизировать уже существующий пункт для мигрантов в Мукачево на Закарпатье. Тем более что на модернизацию подобных заведений в Украине в позапрошлом году Евросоюз выделил около 40 млн грн.
— Кто будет потом разные болезни лечить, когда нелегалы пойдут к людям за молоком или в магазин? И кто здесь гарантирует, что в близлежащих селах не будут торговать наркотиками, оружием? — перечисляет возможные проблемы депутат.
Но для самих крестьян трудоустройство и возможная газификация важнее.
— Пришел сюда еще в 2004 году, — говорит охранник приюта Леонид Грицюк. — В колхозе платили 85 гривен. А здесь имею 350. Дочь учится в Ровно на платном. И за квартиру ежемесячно нужно дать 125 гривен. Как-то концы с концами сводим. Правда, уже три месяца здесь не платят, что-то там депутаты не могут решить.
Нужных разрешений не получили?
— Говорят, что переоформляют документы на объект, печать меняют, а нам не платят, — вздыхает. — Но держусь места, потому что если пункт откроют, то и другим работа будет. Сейчас в селах без работы сидят. Все сюда ходят проситься: сторожами, в охрану, кочегарами. Лучше бы депутаты за закрытый санаторий взялись, — вдруг меняет тему Леонид Грицюк. — При Польше в село ехали лечиться на грязи целебные, на воду. Санаторий закрыт уже лет десять, лечебная вода в канаву стекает.
Спрашиваю, построили ли уже что-нибудь для нелегалов.
— Нет, разве что обновили старое, — качает головой охранник. — Да посмотрите сами через ворота. На территорию не пропущу, начальство не позволяет.
Ровная дорога ведет между домами и гаражами. В зданиях — новые пластиковые окна, крыша перекрыта. И ни души кругом.
Больше всего нелегалов на Закарпатье
На протяжении прошлого года пограничники Западного регионального управления задержали 6816 нарушителей границы. За первый квартал 2006 года — 2116. Чаще всего украинские границы пытаются пересечь нелегалы из Молдавии, Грузии, Чечни, Вьетнама, Бангладеша, Ирака и Индии.
После задержания нелегалов направляют в специальные изоляторы временного содержания, там выясняют, кто они и откуда.
Во Львовском пограничном отряде временный изолятор рассчитан на 24 человека, в Мостиском — на 17. Больше всего нелегалов может вместить пункт в селе Павшино на Закарпатье — до 250 иностранцев. Однако даже этого мало. Недавно открыли новый пункт в Чопе — на 100 человек.
На Волыни ежемесячно в среднем задерживают до 20 человек.
Комментарии