В Тернопольском областном наркологическом диспансере заняты все 85 кроватей. В последние годы появились зажиточные пациенты. Среди них шесть женщин и две из них прикованы к постелям в реанимации.
57-летний Николай Степанюк уже четыре года не употребляет спиртного. В Тернополе он известный человек. Пять раз лечился. Впервые попал сюда в 30 лет. С "ветераном" диспансера мы встретились на городской улице.
— Почему пил? От хорошей жи зни. Работал в колхозе, строил дом. Застой в творчестве, ничего светлого, - говорит он. — Если ты наивный молодой человек, жизнь представляешь добродетельной, то обречен глушить сознание в дурмане. Когда выпьешь, тебе кажется, что становишься более отважным, более остроумным, более мудрым. Знаете, среди наркоманов нет простых людей. Редко случаются трактористы или ездовые. В основном начитанные, умные, с золотыми руками. У меня была вторая стадия алкоголизма, но до "белочки" (белой горячки) не доходило.
Заместитель главного врача областного наркологического диспансера Василий Галанов, 51 год, считает: если больных своевременно не лечить, они могут дойти до энцефалопатии — нарушения памяти. Человек начинает плохо ориентироваться во времени и пространстве. Чтобы вернуться к нормальному состоянию, нужно один-два месяца. Большинство пациентов попадают к медикам поздно. Развитие психозов внезапно возросло из-за несвоевременной медицинской помощи в районах и самолечение дома.
Научить человека, который много пил, употреблять меньше спиртного невозможно
Зависимые люди не должны вообще пить. Научить человека, который много пил, употреблять меньше спиртного невозможно. В практике диспансера такого не было.
— Ничего хорошего не дают даже 30–40 граммов спиртного ежедневно, — говорит заведующий диспансерным отделением Юрий Муран, 48 лет. — Бренди-кола тоже развивает алкогольную зависимость. Сегодня существует еще одна проблема — пивной алкоголизм в больших городах. Недавно был у нас 18-летний парень, употреблявший по семь-восемь бутылок пива каждый день. И стал нашим пациентом.
Зависимыми часто становятся те, кто в детстве получил послеродовую травму, пережил психологические и социальные проблемы, нищету, воспитывался в семье, где пили родители. По желанию лечение в диспансере можно завершить кодировкой.
За рубежом к алкоголикам относятся как к обычным больным. Это зависимость, которую на 90% предопределяет генетика.
— Недавно был такой случай, — вспоминает главный врач наркологического диспансера Юрий Шугалей. — Женщина поехала на заработки в Италию. Через три месяца вернулась и не узнала своего мужа. До этого он не пил.
Спиться можно достаточно быстро. В продаже появилось много суррогатных напитков. Первая стадия алкоголизма начинается, когда человек чувствует себя комфортно, выпив в компании или в одиночестве. Вторая выражена физически, сопровождается похмельем, раздражительностью, нервными расстройствами. Во время третьей стадии — белая горячка, судорожные припадки, в народе говорят "черная болезнь".
По окончании разговора заходим в физиотерапевтический кабинет. Медсестра Анна Мазур, 55 лет, показывает устройство под названием электросон.
— Эта процедура успокаивает нервную систему, снимает депрессию, — объясняет она. — Больные хорошо спят. Здесь есть четыре электрода, мы накладываем их на голову. Слабый ток проходит через головной мозг, действуя на соответствующие нервные центры. Не больно. Через 20 минут больной спит полчаса.
Пить бросают медленно
Житель Тернополя Николай Степанюк, 57 лет, на неделю шел в запои. Когда "впадал" в глубокую пьянку, три-четыре дня ничего не ел. Имеет свои рецепты, как выходить из кризисного состояния.
— Когда "белка" подкрадывается, нельзя резко прекращать пить, — советует он. — Нужно постепенно. Сначала 70 граммов, потом 50 и так далее. Можно спустить на тормозах это дело, сухого вина немножко, стакан пива в завершение. Когда бросаешь пить и еще не вернулся к еде, нужно в чашку наливать суп. Выпить легче, чем есть ложкой. Хорошо кушать холодную сметану. Если хочешь, чтобы прошел кризис, желательно за день выпить ведро горячего чая.
Больные в основном берутся за старое
С 1982 года, с тех пор, как создали Тернопольский областной наркологический диспансер, ежегодно лечилось до двух тысяч больных алкоголизмом. В прошлом году таких было уже три тысячи, в этом году медики "ждут" четыре тысячи пациентов.
Каждый шестой поступает к нам в состоянии алкогольного психоза, — говорит главный врач диспансера Юрий Шугалей, 55 лет. — Больному оказывают первоочередную помощь в реанимационном отделении. Затем психологи и психотерапевты пытаются объяснить человеку, почему он пьет и как ему жить дальше. Многим удается помочь. 70–80 процентов бросают пить, но потом опять берутся за старое.
Комментарии