




На службу коммунистическому строительству пытались поставить все, что могло оказать воздействие на человека. Юмор и смех тоже должны были помочь в решении поставленных программой партии задач. Одна из таких задач - в течение 20 лет в Советском Союзе завершить построение коммунизма. Так было провозглашено на XXII съезд КПСС в октябре 1961.
Для руководства важнее была сатира. В качестве основных объектов критики, а значит, и главных противников "светлого будущего", на страницах журнала представали бюрократы, алкоголики, тунеядцы, спекулянты и т. д. До сознания населения, таким образом, доводилась идея, что в коммунизм попадут далеко не все, а билетом станет соответствие моральному идеалу человека коммунистического общества.
В смеховую культуру советской эпохи входил также анекдот, точнее, политический анекдот как особое явление советской культуры. В анекдотах можно обнаружить две группы объектов для шуток. К первой относится коммунизм как таковой, а также корпус связанных с ним идей. Вторая группа состоит из конкретных примеров строительства коммунизма, здесь обыгрываются отдельные положения программы партии или высказывания Хрущева.
Особо популярной темой для анекдотов было саркастическое высмеивание представления о коммунизме как о "светлом будущем". Вот несколько примеров:
"Что такое вобла? Это кит, доплывший до коммунизма".
"Скажите, это уже коммунизм или будет еще хуже?".
"Один старый большевик другому: – Нет, дорогой, мы-то с вами до коммунизма не доживем, а дети... Детей жалко!".
Очевидно, что вместо официально-народного представления о коммунизме как "рае на земле" анекдоты выражают скептическое отношение к этой идее, воплощая иные "коммунистические" перспективы. На основе исторического опыта, переживаемой реальности и планирования будущего создавался образ коммунизма как некоего негативного общества, которое не только уступает Западу по уровню жизни населения, но и проигрывает "построенному" в Советском Союзе социализму. Данную мысль можно проиллюстрировать такими анекдотами:
"Социалист, капиталист и коммунист договорились встретиться. Социалист опоздал.
– Извините за опоздание, стоял в очереди за колбасой.
– А что такое очередь? – спросил капиталист.
– А что такое колбаса? – спросил коммунист".
"Расцвет коммунизма. Объявление на дверях продуктового магазина: сегодня в масле потребности нет".
"Правда ли, что при коммунизме продукты можно будет заказывать по телефону? – Правда. Но выдавать их будут по телевизору".
"Наступил коммунизм. – Алло, Манька, включай скорей свой цветной телевизор – красную икру показывают".
Декларативность коммунистических перспектив, несоответствие провозглашаемых успехов и трудностей жизни рядового советского человека выражались в анекдотических предположениях, что и коммунизм не будет реально построен, а всего лишь провозглашен.
Кроме того, в анекдотах активно высмеивались претензии марксизма-ленинизма и теории коммунистического строительства на научность:
"Является ли коммунизм наукой? – Нет. Если бы он был наукой, его бы сначала попробовали на собаках".
"Какая разница между математикой и научным коммунизмом? – В математике что-то дано и что-то требуется доказать, а в научном коммунизме все доказано и ничего не дано".
Обыгрыванию подвергались и отдельные наукообразные положения программы партии, в качестве основной формы изложения здесь выбиралась вопросно-ответная форма:
"Можно ли будет при коммунизме планировать деторождение? – Нет, если орудия производства в этой отрасли останутся в частных руках".
"Будет ли КГБ при коммунизме? – Нет, к тому времени люди научатся самоарестовываться".
"Будут ли при коммунизме деньги? – Югославские ревизионисты утверждают, что будут. Китайские догматики утверждают, что нет. Мы же подходим к вопросу диалектически: будут, но не у всех".
Таким образом, советская смеховая культура не могла не откликнуться на важнейший проект эпохи. Смех выступал как инструмент, призванный обработать задачи эпохи "развернутого строительства коммунизма" в пригодный к употреблению вид.
По материалу Historians.
Комментарии
9