— Праздник Вознесения у нас называют Восшествие, потому что это же Иисус Христос шествует на небеса, — рассказывает 73-летняя Любовь Сухно из села Вельбовка Гадячского района на Полтавщине. — Он 40 дней апостолам являлся, ходил с ними и учил их. А потом уже собрал их на горе, попрощался, а сам ушел на небо. У нас так и говорят: от Паски до Восшествия можно просто так на дороге Бога встретить. Поэтому вот эти 40 дней друг с другом здороваются не "Здрасте", а "Христос воскрес!".
На Вознесение последний раз пекут куличи, рисуют пасхальные яйца. Верят, что этот период предки находятся на земле. В народе считали, что от Пасхи до Вознесения двери рая остаются открытыми, в аде не мучают грешных душ, а отпускают на землю.
— Все это время нет ни рая, ни ада — все едино. А уже на Восшествие оно закрывается, — добавляет Любовь Сухно.
Душа умершего между Пасхой и Вознесением, даже грешника, якобы идет прямо в рай.
— Если на Пасху до Восшествия кто-то родится, это святой человек, — считает 70-летняя Валентина Бондаренко из села Радогоща Лугинского района на Житомирщине. — Как умирает, то он всегда с Богом ходит, а как после Восшествия родится, то уже Бог его судит.
На Вознесение на кладбищах поминают умерших. Несут кулич и крашенные в желтый или зеленый яйца. Устраивают общую трапезу на поминание душ покойных родственников. На могилах оставляют покрошенные хлеб, кулич и печенье — для душ умерших, которые якобы прилетают сюда в виде птичек. На поминание души в этот день необходимо бедным раздать еду и подать милостыню.
— На Восшествие нужно обязательно сделать обед для таких вот обделенных, или больных, или немощных. Не жадничай, угости всех, — советует Любовь Сухно.
По народному поверью, в ночь на Вознесение "пересушивается золото" — выходят на поверхность земли сокровища. Такое золото дается в руки только праведникам или тому, кто 40 дней назад отстоял всю пасхальную службу. Его также может найти тот, кто на своем веку ни разу не употреблял ругательные слова.
— До восхода солнца на Восшествие ведьмы росу собирают. Так гаворят, что это они молоко у коров отбирают. А как солнце уже на Восшествие встает, то оно радуется празднику такому великому и скачет, как вот мячик, туда-сюда, туда-сюда. Я такое сама видела, — утверждает Валентина Бондаренко.
На Волыни на Вознесение "делали Богу дорогу" — раскладывали на поле полотенце или кусок полотна. Верили, что по нему Господь поднимается на небо. На Харьковщине к этому празднику пекли печенье в виде лесенки с семью ступеньками — по количеству небес. Его подбрасывали высоко в небо, "чтобы было по чему Иисусу взойти на небо, а пшеница, рожь, лен росли высокими и сильными". На Полесье готовили налистники и блины — "Божьи онучи". Их Иисус Христос якобы надевает, как готовится в небесную дорогу.
— Это завтра уже Восшествие, так сегодня, в среду, пекут, яйца красят, — рассказывала в 1999-м тогда 87-летняя Устина Курта, переселенка из чернобыльского села Копачи. — Потому что на само Восшествие не пекут, в печи не разводят огонь, чтобы пожара летом не было. Еще старая Карпиха, соседка наша, мне сказала: "Если Восшествие, то на столе расстели берый рушник, положи кулич и пару яичек, там пирожка, три рубля или два — это Богу на дорогу".
В поле закапывали "стрелу"-молнию
На Вознесение отмечали окончание весны и начало лета. Девушки шли из села в поле. Водили там хороводы и закапывали символическую "стрелу". Она символизировала молнию. Хоронили ее на поле в землю, чтобы в течение лета не было пожаров.
— Когда-то на Восшествие, как в церкви отправят, после обеда девушки взрослые берутся за руки так, одна за другой идут таким ключом, как вот гуси летят, а потом другие, а потом третьи идут, — вспоминала Устина Курта из-под Чернобыля. — А потом еще три раза обойдут вокруг села, а потом приходят на рынок, а потом оттуда идут уже в рожь и поют "Стрелку":
Летела стрела да вдоль села,
Да убила стрела вдовиного сына.
Да никто к телу не приступится.
Приступились да три ластушки,
То не ластушки, а родные матушки.
Где мать сидит — реки текут,
Где сестра сидит — реки текут,
Где жена плачет — огни горят.
А потом ту стрелку там закапывают, во ржи. Ну, там или ветку какую, или, может, куклу, она стрелкой называлась. А бывало, что девки или ленту снимут ли гребенку с себя и закопают. Это чтобы гром, молния не убила человека. И это уже считалось все — весна закончилась, а лето началось. Говорили: "Ушел Христос на небеса, потянул рожь за волоса".
Закапывание "стрелы"-молнии должно было охранять людей, посевы и село в целом от грозы и грома. Чтобы молния не сожгла, а град не выбил урожай, в четверг на Вознесение на полях втыкали в землю и ветви освяченой ивы.















Комментарии